Сам по себе факт наличия у виновного малолетнего ребенка не может рассматриваться как безусловное основание для смягчения наказания. К такому выводу пришел президиум Верховного суда России.
Действующий Уголовный кодекс РФ предусматривает, что наличие малолетних детей расценивается как смягчающее обстоятельство. В то же время закон делегирует суду право самостоятельно определять значение этих фактов при назначении наказания.
Верховный суд России пришел к выводу, что указанное обстоятельство связано с выполнением виновным обязанностей родителя по воспитанию и материальному содержанию детей. Тогда как в исследованном уголовном деле было установлено, что подсудимый никакого участия в воспитании сына не принимал, с ребенком не встречался и никакой материальной помощи не оказывал. «При таких данных суд обоснованно не признал наличие у осужденного малолетнего ребенка в качестве смягчающего наказание обстоятельства», – констатировала высшая судебная инстанция.
Такой вывод, де-факто обязательный для всех служителей Фемиды, был включен в квартальный обзор практики, опубликованный на официальном сайте Верховного суда России 18 июля. В тот же день утром Ленинский районный суд города Кирова по так называемому «делу Навального» приговорил к четырем годам лишения свободы Петра Офицерова, являющегося отцом пятерых детей и возглавляющему ООО «Вятская лесная компания». Суд пришел к выводу, что он был пособником хищения в особо крупном размере, которое по действующему Уголовному кодексу РФ (часть 4 статьи 160) наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.