Суды общей юрисдикции смогут возвращать дела в прокуратуру для переквалификации по более тяжелой статье, если сочтут, что надзорное ведомство слишком мягко отнеслось к преступнику. К такому выводу пришел сегодня Конституционный суд России.
Напомним, что поводом для рассмотрения дела стала жалоба гражданина Узбекистана Бахомира Гадаева, имеющего вид на жительство в России и проживающего в Петербурге. В мае 2011 года на него напал Ефим Бытка – он не меньше восьми раз выстрелил в потерпевшего резиновыми пулями. У Гадаева зафиксировали травму правого глаза, мужчина ослеп. Прокуратура, а вслед за ней и Калининский районный суд, квалифицировали преступление по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Гадаев, однако, решил, что этого мало. Он попросил служителей Фемиды вернуть дело в надзорное ведомство, чтобы переквалифицировать его по части 2 этой же статьи (умышленное причинение тяжкого вреда общеопасным способом и из хулиганских побуждений). Суд Гадаеву в его просьбе отказал. Он основывался на статье 237 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой вернуть дело в прокуратуру можно только по формальным причинам – например, если обвинительное заключение составлено с нарушением требований. А вот «неполнота проведенного дознания или предварительного следствия» не могут стать поводом для таких действий.
С аналогичной коллизией столкнулся и Курганский областной суд, рассматривавший резонансное уголовное дело пяти сотрудников фармацевтической компании «Соттекс». В 2009 году из-за препаратов, выпущенных фирмой, два человека погибли и больше 10 пострадали. Прокуратура настаивала на том, что подозреваемые должны отвечать по статьям 109 и 118 Уголовного кодекса (причинение смерти по неосторожности; причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности). Однако суд счел, что обвиняемые умышленно нарушили технологический процесс производства лекарства, и дело необходимо переквалифицировать на более жесткую 238-ю статью УК (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности). Законных оснований сделать это, как и в случае с Бахомиром Гадаевым, у служителей Фемиды не было. Усложнить жизнь преступникам мешала все та же 237-я статья УПК.
Именно ее сегодня КС признал неконституционной. Теперь федеральные законодатели будут вынуждены переписать норму, отмечено в решении суда. Бахомир Гадаев сможет претендовать на пересмотр собственного дела.