Академическое сообщество Петербурга вышло на митинг. Причина — так называемый законопроект о реформе РАН, внесенный в Государственную думу. Ученые хотят быть услышанными. И обещают: если их мнение не будет учтено, ситуация ухудшится. Среди основных требований - отставка президента и правительства России как «потерявших доверие научного сообщества».
Общее собрание Петербургского научного центра РАН переросло в митинг. Во дворе знаменитого здания на Университетской набережной собралось порядка 300 человек — представителей сообщества ученых и оппозиционных парламентских фракций. Основными лозунгами стали «Ультралиберальное правительство в отставку», «Роснаукосервис? Спасибо, не надо», «Временщики, прочь руки от науки!».
Помимо обиды (а правительство России не обсуждало с представителями РАН законопроект о реформировании), возмущенные сотрудники исследовательских институтов имеют еще ряд претензий к документу, который приведет к кардинальным переменам в Академии наук. В частности, они утверждают, что после его принятия РАН станет чем-то вроде клуба по интересам. Более того, в разработанном правительством законе не затрагиваются насущные проблемы: например, заработная плата, финансирование фундаментальных разработок. Он нацелен на решение административных задач и работу с имущественным комплексом академии.
Законопроект о реформировании Российской академии наук, созданный правительством России, как и заявлял премьер-министр России, подразумевает слияние РАН, сельхознаук и медицинских наук. Таким образом, в стране будет создана единая организация, занимающаяся фундаментальными исследованиями. В течение трех месяцев со дня вступления в силу уже принятого документа правительство страны должно создать ликвидационные комиссии РАН, академий сельхознаук и медицинских наук, а также утверждает порядок и критерии оценки деятельности учреждений. После того как чиновники определятся с тем, как проверить ученых, у них будет полгода на проверку. А дальше — три пути: передача в ведение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в ведение «иных федеральных органов исполнительной власти», а также реорганизация или ликвидация. При этом будет произведена и инвентаризация всего имущества. Для того чтобы управлять им, создадут специальное агентство.
Экстренные собрания проходят по всей стране. Пока довольно мирно. Лейтмотивом петербургского стало упоминание о 22 июня 1941 года. А 28 июня - день, когда законопроект был внесен в ГосДуму, уже называют «черным четвергом». «Нас заставляют заниматься несвойственными делами. Невозможно смотреть на кролика, который ползет в пасть удаву. Это тот Сталинград, от которого должно пойти движение против управленцев, у которых нет ни стыда ни совести», - разносилось по внутреннему двору петербургского научного центра.
- Им нужно честное научное сообщество. Мы что с вами - не честные? - спрашивали ученые.
В ответ на предложение провести проверку эффективности деятельности научных институтов, ученые предлагают по тем же параметрам проинспектировать работу Минобрнауки. Выступающие один за другим, кратко формулируя свои мысли (сводятся они к тому, что реформировать науку по предложенному сценарию нельзя), представители РАН и политических партий укладываются в час. В принятой резолюции — предложение отклонить правительственный документ и выразить недоверие правительству Дмитрия Медведева.
Подобные (более локальные) собрания коллективов ученых проходят сейчас по всей России. 1 июня чрезвычайное заседание прошло в Физико-техническом институте имени Иоффе. Над зданием был растянут плакат «Остановим развал Академии наук!», задающий настроение присутствующим и прохожим. Правда, погода внесла свои коррективы — из-за проливного дождя сбор пришлось перенести из внутреннего двора в помещение. К началу мероприятия в большом зале ФТИ яблоку негде было упасть. Молодежь и опытные сотрудники дружно выражали согласие с немногочисленными выступавшими.
«По сути дела, речь идет о разгроме РАН. Это удар не против 100-тысячной армии российских ученых, это удар по стране. Все, что делается, носит характер спецоперации», - заявил директор института Андрей Забродский. По его словам, дальнейшие действия академического сообщества будут зависеть от того, последует ли какая-либо реакция чиновников на возгласы протеста.
В научном сообществе уверены, что ситуация патовая: решение о реформе Российской академии наук нельзя принимать без обсуждения. Последствием принятия законопроекта, внесенного в Государственную думу 28 июня, станет развал РАН. Ученые уверены, что после вступления документа в силу, потеряют всё, что есть в социальной сфере, сама организация перестанет функционировать. «Нас быстро прикроют» и «Отставка для Ливанова (министр образования и науки страны. — Прим. ред.) - благо», - твердо протестуют сотрудники научных учреждений.
«Провалы программ «Сколково» и «Роснано», развал отраслевой науки убеждают нас в том, что правительство России не способно управлять наукой. Непродуманность реформ в системе образования привела к бесконечным скандалам при аттестации вузов, при сдаче ЕГЭ. Мы требуем прекращения таких реформ, результатом которых становится хаос и коррупция... Мы против разворовывания академии «Академсервисом»», - считают ученые Института имени Иоффе.
«Поскольку предлагаемый законопроект приведет к разгрому академической науки и нанесет урон национальным интересам и обороноспособности России, мы требуем отставки председателя правительства России», - говорится в резолюции чрезвычайного собрания работников ФТИ.
Законопроект, разработанный правительством России, стал поводом для выступлений не только представителей научного сообщества, но и разного рода политических партий. Большинство обращается к президенту страны Владимиру Путину. Цель одна — заблокировать прохождение документа. Подключились в процессу защиты академии наук и юристы. Они называют законодательную инициативу антиконституционной и нарушающей сразу несколько законов страны. В частности, эксперты упирают на то, что РАН не находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов страны. А значит, Госдума пытается принять документ в отношении организации, которая находится вне компетенции правительства страны.
Мария Цыганкова, «Фонтанка.ру»