За пять лет административные издержки предпринимателей планируется уменьшить на 40 процентов. «Дорожную карту» – план реализации мер по повышению качества регуляторной среды для бизнеса подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев.
В настоящее время эффективность регулирования предпринимательской деятельности в России в составленном Всемирным банком рейтинге Doing Business оценивается в 38 процентов. Эта оценка отражает восприятие бизнесом способности национального правительства формулировать и реализовывать эффективную и рациональную политику.
Для снижения издержек предпринимателей в «дорожной карте» предлагается расширить использование информационных технологий (в том числе, оптимизировать государственные информационные регистры), заменить административные механизмы регулирования альтернативными рыночными процедурами и т.д.
В частности, правительство России намерено запретить надзорным органам требовать от проверяемых компаний выданные самими чиновниками документы, а также сведения, содержащиеся в государственных (муниципальных) информационных реестрах. Госорганы лишаются права запрашивать у юридических лиц их учредительные документы (нотариальное заверение каждой копии устава сегодня обходится бизнесу в 500-1000 рублей). Сами же предприниматели смогут использовать электронные разрешительные (сопроводительные) документы и также в безбумажной форме предоставлять материалы в суды, почти в два раза (до 95 процентов) увеличится доля предоставляемых в электронной форме отчетов и пр.
В то же время многие административные барьеры, возлагающие на предпринимателей существенные и бессмысленные расходы, в «дорожной карте» даже не упоминаются. Например, чиновники не планируют отменить обязательное ведение применяющими упрощенную систему налогообложения (так называемую «упрощенку») малыми предприятиями бухгалтерского учета (вместо этого в течение года предлагается лишь «улучшить информирование предпринимательского сообщества» по этому вопросу). Не решается и вопрос платности многих электронных сервисов – большинство отчетов (в том числе в фискальные ведомства) и сегодня можно сдавать в электронной форме, но при условии оплаты услуг специализированных провайдеров (получения ключа электронной подписи и т.д.). Не предлагается исключить дублирующие функции внебюджетных фондов (ПФР и ФСС) и налоговых органов по проверкам налогоплательщиков. Кроме того, офисные компании не освобождаются от обязательного согласования планов (получения паспортов) по размещению отходов, хотя административную ответственность за проступки в этой сфере планируется дифференцировать.
За счет снижения непроизводственных трудовых затрат, связанных с выполнением требований регуляторов, чиновники ожидают увеличения производительности труда. Отказ от избыточных требований должен привести к росту конкурентоспособности российских товаров, а оптимизация деятельности госорганов – к повышению инвестиционной привлекательности Российской Федерации. «Вследствие этого улучшится предпринимательский климат, произойдут позитивные структурные сдвиги в развитии малого и среднего предпринимательства и инновационного сектора экономики, увеличатся валовой внутренний продукт и уровень жизни российских граждан», – убеждены в правительстве России.