В июне ночной «челнок» между станциями «Спортивная» и «Адмиралтейская» начал ходить и по будням. Две первые ночи работы в новом режиме показали, что пассажиропоток поезда минимален: с понедельника на вторник им воспользовались 127 человек, со вторника на среду – 104. Между тем, как подсчитала «Фонтанка», до конца навигации на работу ночного метро в таком режиме из бюджета предстоит потратить минимум 10 млн рублей.
Ночной «челнок» начал курсировать между станциями «Спортивная» и «Адмиралтейская» 30 апреля, а в течение мая работал только по выходным и праздничным дням. Первые показатели новой услуги внушали оптимизм: в среднем возможностью попасть с одного берега Невы на другой во время разводки мостов пользовались 300-400 человек. Были и рекорды: в ночь с 9 на 10 мая «челнок» перевез 620 пассажиров, а с 18 на 19 мая, когда в Петербурге проходила акция «Ночь музеев», – вообще 2000. Напомним, что время курсирования поезда – с 1.00 до 3.00.
После этого Смольный принял решение сделать эту услугу ежедневной, хотя, по информации «Фонтанки», в ГУП «Петербургский метрополитен» не скрывали своего недовольства таким решением. Ночь с понедельника, 3 июня, на вторник, 4 июня, стала первой, когда поезд ходил по будням. Результат – 124 пассажира, то есть в три раза меньше, нежели в выходной. Еще более пессимистично выглядят результаты второй ночи – с 4 на 5 июня: как рассказали в подземке, турникеты «Спортивной» и «Адмиралтейской» зафиксировали проход лишь 104 пассажиров. Отметим: средняя пассажировместимость только одного современного вагона метро – около 250 человек.
Во сколько эта услуга обходится бюджету? Накануне глава комитета по транспорту Станислав Попов, отвечая на соответствующий вопрос корреспондента «Фонтанки», заявил - два часа курсирования «челнока» стоят 60 тысяч рублей. Однако многие транспортные блогеры тут же стали высказывать на профильных форумах сомнения в справедливости этих цифр, предполагая, что затраты должны быть даже выше.
Впрочем, примерно такая же сумма называлась ранее, когда шла дискуссия о возможности продления работы петербургского метрополитена на один час. В июне 2012 года губернатор Георгий Полтавченко, отвечая на запрос депутата ЗакСа Бориса Вишневского, сообщил, что продление работы метро на один час обойдется в 1,4 млн рублей. Всего в Петербурге 67 станций. Получается, что дополнительный час работы одной станции стоит около 21 тысячи, двух – «Спортивной» и «Адмиралтейской» – 42 тысячи. А два часа – 84.
Тем не менее, возьмем за основу официальные данные – 60 тысяч рублей. Ожидается, что «челнок» будет курсировать до окончания навигации, то есть до 15 ноября. Нехитрые подсчеты показывают, что 195 дней работы ночного метро обойдутся бюджету минимум в 10 млн рублей. При этом большую часть этого времени, судя по данным первых будних дней, поезд будет перевозить около 100 пассажиров, которые платят за вход не повышенную, а стандартную цену в 28 рублей.
То, что в будние дни «челнок» фактически возит воздух, признают и в Смольном. «В выходные, в периоды проведения массовых мероприятий, ночное метро востребовано, но в регулярном движении – это популизм, который очень часто требуют от нас... Разговоров много, желаний много, но нужно посмотреть, будет ли проект подкрепляться количеством перевезенных пассажиров», – рассказал накануне журналистам Станислав Попов.
Напомним, что инициатором запуска ночного метро в регулярном режиме был губернатор Георгий Полтавченко, о чем в своем твиттере писал его пресс-секретарь Андрей Кибитов.
Тем самым Станислав Попов фактически поддержал позицию своих подчиненных из ГУП «Петербургский метрополитен», которые никогда не скрывали скептического отношения к проекту. И дело не в низком пассажиропотоке. Как уже рассказывала «Фонтанка», в ночное время сотрудники подземки ведут обследование тоннелей на предмет появления протечек, проверяют пути с помощью дефектоскопа. Из-за того, что с 1.00 до 3.00 между «Адмиралтейской» и «Спортивной» ходит поезд, время для обследования этого перегона сократилось. И чтобы совсем не оставить его без обслуживания, ГУП разработал следующий график: по четным дням «челнок» ходит только по одному тоннелю, по нечетным – только по противоположному.
Эксперты, анализируя первые данные о пассажиропотоке в будние дни, замечают, что, возможно, в Смольном ошиблись при оценке востребованности «челнока» в будние дни. В комитете по транспорту, в свою очередь, надеются, что услуга может стать более популярной после того, как о ней больше узнают горожане. Хотя уже сейчас на эскалаторах всех станций каждые полчаса звучит объявление о том, что с 1 июня и по 15 ноября ночное метро работает в ежедневном режиме.
При этом более эффективного варианта по доставке пассажиров в период разводки мостов, кроме как челнок между «Адмиралтейской» и «Спортивной», у Смольного нет: от «Спортивной» в короткий промежуток, когда сводят Тучков мост, можно попасть на Васильевский остров и далее ехать на ночном автобусе 3М. Можно сесть на автобус 5М для следования в сторону Приморского района, а также дойти до Троицкой площади и сесть на 2М, чтобы ехать в Выборгский район. Правда нужно отметить, что эти автобусы ходят только по выходным.
Пустить ночью через Большую Неву аквабусы нельзя, так как по ней один за другим следуют сухогрузы и нефтетанкеры.
Что же касается возможности выбора для эксперимента другого перегона, то поезд между «Гостиным двором» и «Василеостровской» решит только проблемы жителей Васильевского острова. А пускать состав между «Чернышевской» и «Площадью Ленина» или «Площадью Александра Невского» невыгодно из-за удаленности этих станций от центра города.
Возможно, более популярным был бы «челнок» между «Невским проспектом» и «Горьковской», тем более что изначально губернатор Георгий Полтавченко предлагал именно такую идею. Однако этот вариант практически невозможен по техническим причинам. Доставкой грузов и персонала по ночам занимаются мотовозы, которые днем базируются как раз в депо. При этом на мотовозе приходится возить даже лист фанеры – через эскалаторы в подземку не доставляются даже самые незначительные материалы. Учитывая, что собственные депо есть не на всех линиях, то мотовозы переезжают с линии на линию через так называемые ССВ – служебные соединительные ветви. Одна из ССВ, ведущая на «Садовую», расположена как раз между «Невским проспектом» и «Горьковской», так что запуск челнока здесь существенно осложнил бы работу метро.
Как считают эксперты, более популярным шагом было бы просто продлить в будни работу метро на час. Тем более, что метрополитен меньше всего противился этой идее, указывая только на то, что для этого потребуется дополнительное финансирование – около 500 млн в год. Впрочем, активный сторонник ночного метро, депутат ЗакСа Борис Вишневский считает, что городу нужны обе меры – и продление на час, и работа «челнока», причем на всех линиях.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»