Два молодых спортсмена погибли в страшной аварии на проспекте Славы в Петербурге. Они не заметили знака, предупреждавшего об опасном участке на дороге. Аварии, унесшей жизни мастеров спорта по прыжкам в воду, можно было избежать, если бы подрядчики вовремя и правильно оградили место строительных работ.
Трагедия случилась около семи часов вечера 19 апреля. 21-летний Антон Толстяков со своим двоюродным братом Михаилом ехали по проспекту Славы от Будапештской улицы в сторону Белградской. Ребята двигались довольно быстро, в крайнем левом ряду. Молодой водитель не знал об изменениях в схеме движения на проспекте, а на запрещающий знак, появившийся над левой полосой, внимания не обратил. Уже через несколько мгновений его автомобиль Honda HR-V врезался в бетонную стойку дорожного знака, а затем столкнулся с металлической конструкцией – временной опорой строящегося надземного пешеходного перехода. От столкновения верхнюю часть автомобиля срезало. Молодой водитель и его ровесник пассажир погибли на месте.
Экспертиза не нашла в крови братьев следов алкоголя или наркотиков. Однако того, что водитель проскочил под знак, следователю, проводившему проверку по факту случившегося, хватило для вынесения вердикта. Антон Толстяков был признан виновным в ДТП. В возбуждении уголовного дела отказали в связи с гибелью водителя.
Родственники парней с такой позицией правоохранительных органов не согласились. Юрист Александр Макаров, представляющий их интересы, считает, что дорожной драмы можно было бы избежать, если бы опасное место было ограждено так, как следует. «Формально каких-либо существенных нарушений при обеспечении безопасности движения на данном участке ни подрядной организацией, ни ГИБДД допущено не было, - считает юрист. - Но следует иметь в виду, что отсутствие нарушений в действиях ответственных лиц обусловлено безнадежно устаревшей нормативно-правовой базой в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, действующая в настоящее время инструкция по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84) была введена 1 октября 1985 года. С тех пор интенсивность движения, а значит, и требования безопасности существенно повысились. И формальное соблюдение принятых почти 30 лет назад нормативов фактически оставляет вопрос безопасности на дорогах открытым».
Слова юриста подтверждает запись видеорегистратора автомобиля, проезжавшего по проспекту Славы спустя несколько минут после аварии. Место работ обозначено дорожными знаками, которые, как видно, не всегда достаточно заметны. Водители просто не обращают внимания на знак, закрепленный на растяжке, проезжая по знакомому маршруту.
Обратившись в городскую Дирекцию по организации дорожного движения, «Водитель Петербурга» выяснил, что фактически в Петербурге должны действовать более жесткие правила по предупреждению водителей о стройке на дороге. В ГКУ ДОДД пояснили, что «в соответствии с действующими нормами подрядчик самостоятельно разрабатывает схему организации движения на период строительства, которую представляет на согласование». Схема, разработанная организацией «Гипростроймост» – строителем надземного перехода, временная опора которого стала «камнем преткновения», – кроме дорожных знаков предусматривает отбойники из водоналивных заграждений. Их должны были разместить перед строительной конструкцией под острым углом, сужающим проезжую часть. Они должны были заставить водителей заранее сворачивать с опасной полосы. Но на видеозаписях, сделанных непосредственно после события, никаких отбойников не видно. Не упоминаются они и в составленных полицией схемах ДТП.
Как рассказал «Водителю Петербурга» глава ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» Валерий Мушта, его ведомство несколько раз направляло письма подрядчику - «Гипростроймосту» - с требованием полностью выполнить мероприятия, предусмотренные схемой организации движения.
«Водитель Петербурга» поинтересовался у руководства подрядной организации, почему, несмотря на требования заказчика, ограждения так и не были установлены. Но ответа не последовало. Впрочем, те самые водоналивные блоки, которые могли бы спасти жизни молодых спортсменов, были установлены позже.
Окончательный ответ на вопрос, кто виноват в произошедшем, должна дать прокурорская проверка. Как рассказал нашему изданию прокурор Фрунзенского района Станислав Румянцев, в ходе исследования будет также установлено, были ли нарушения при установке временного знака, бетонное основание которого послужило трамплином для наехавшего на него автомобиля. Кроме того, будут определены виновные в недостаточном ограждении опасного места.
Что касается постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенного следователем ГСУ при ГУ МВД, то оно скоро должно поступить в прокуратуру для проверки законности и обоснованности. Есть все основания полагать, что оно будет отменено.
Но даже если прокуроры решат, что в страшном ДТП виноваты дорожники, а не водитель, взыскать с провинившихся ущерб будет непросто. По мнению юриста, судебная перспектива привлечения к ответственности организаций и должностных лиц, обязанных в силу действующего законодательства обеспечивать безопасность движения, отсутствует. А значит, отсутствует и перспектива взыскания компенсации морального вреда, причиненного родственникам погибших.