18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
15:06 18.08.2018
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Умер Алексей Балабанов

Сегодня не стало Алексея Балабанова, известного российского режиссера. Он писал сценарий к очередному фильму в пансионате "Дюны", что под Зеленогорском. Там и произошел приступ. Врачи не успели помочь.

Умер Алексей Балабанов

Сегодня не стало Алексея Балабанова, известного российского режиссера. Он писал сценарий к очередному фильму в пансионате "Дюны", что под Сестрорецком. Там и произошел приступ. Врачи не успели помочь.

Умер Балабанов - тот самый, что снял культовых «Брат», «Брат-2», пожалуй, свою самую пронзительную картину - «Груз 200», «Про уродов и людей», «Мне не больно», «Жмурки», и многое другое. А буквально только что, в Петербурге на кинофестивале «Виват, кино России!» Балабанов лично представил свою новую ленту «Я тоже хочу». Ему было всего 54.

"Приступ не сердечный, Алексей скончался скоропостижно, врачи не успели помочь", - рассказал "Фонтанке" продюсер Сергей Сельянов, работавший с Балабановым.

По словам людей, близких к режиссеру, он был серьезно болен, еще год назад врачи обнаружили онкологию... Когда год назад получал приз Санкт-Петербургского кинофорума, он уже находился в очень плохом состоянии здоровья. Врачи давали полгода. Но потом Алексей почувствовал себя лучше, и надеялся... Но победить болезнь не удалось.

Еще в начале года Алексей Балабанов пригласил Эмира Кустурицу в соавторы. Тогда он заявил в эфире «Первого канала, что хотел бы вместе с сербским коллегой написать сценарий фильма о молодости Иосифа Сталина. «Это европейское будет кино, — объяснил Балабанов, — потому что европейцам интересно про Сталина-террориста, это сегодня очень модная тема». Тогда Балабанов признался, что сам он болен, и высказал надежду что Кустурица сможет при необходимости закончить работу над картиной о Сталине.

У Алексея Балабанова осталась жена и двое сыновей: Петр и Федор. "Ленфильм" обещал помочь с организацией похорон и прощания.

"Пропустив и так всем понятные слова о том, что смерть Балабанова – это беда, катастрофа, я хочу сказать, что это катастрофа и беда для русского кино прежде всего, - сказал "Фонтанке" кинокритик Михаил Трофименков, - Потому что, будучи абсолютным одиночкой, которому в кино не нужно было ничего, кроме фильмов – ни фестивалей, ни карьеры, он не интересовался технической стороной, которую, к счастью, взял на себя Сергей Сельянов, - будучи абсолютным индивидуалистом, Балабанов слышал Россию, чувствовал ее и осмеливался передавать те токи, которые исходят от России – жестокие, страшные, но точные и мощные. Его любимой песней была «Разлука» - и он сам был режиссером разлуки. По интонации и по сути.

Он видел, ощущал, во что превратилось русское кино – с его конформизмом, с его враньем, – и он показывал, что можно быть профессионалом. Он показывал, что можно мастерски снимать кино о России в любых жанрах: от триллера до совершенно брехтовской эпической формы в «Жмурках». И при этом он пользовался успехом. Я впервые в связи с Балабановым произношу это слово, потому что сам он никогда об успехе не думал. Но сам по себе успех его фильмов – это потрясающий аргумент, который опровергает тоталитарную установку, что мы снимаем говно, потому что его хотят смотреть люди. Балабанов доказал, что люди готовы посмотреть себе в лицо, как бы оно ни выглядело.

Сейчас уже никто не помнит, что, когда Балабанов показал «Брата» в Каннах, в первых же рецензиях, критики-соотечественники упрекали его в русофобии, в том, что он снял фильм для американцев. А потом он стал еще и «зеркалом русского фашизма». Ну как же? «Не брат ты мне, черножопый. И евреев я как-то не очень….» Большая статья о Балабанове в «Известиях» одного российского мыслителя была проиллюстирована картинкой, где новый русский со свастикой, приколотой к малиновому пиджаку, выкидывал зигу. А теперь этот же человек дает интервью про великого режиссера Балабанова. И я помню, как другой критик назвал Балабанова «грузом 200 в режиссерском кресле». Конечно, Балабанов знал обо всем. Но он умел забывать об этом, как и об успехах, и заниматься только фильмами. Исключительно честно. Я выражаю соболезнования всем, кто понимает, что произошло".

* Алексей Октябринович Балабанов родился в 1959 году, сообщает его персональный сайт. В 1981 году окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. В 1983-1987 годах работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 г. окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера. Творческий путь Алексея Балабанова в большом кинематографе начался в 1991 году, когда он снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» — вольная экранизация прозы Самюэля Беккета. Картина была сделана при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа.

Вскоре Балабанов выступил соавтором сценария фильма молодого режиссера Надежды Хворовой «Пограничный конфликт». В 1992 году вместе с режиссером и продюсерами Сергеем Сельяновым и Василием Григорьевым Алексей Балабанов выступил в качестве соучредителя Кинокомпании СТВ, при участии которой он и снимал впоследствии почти все свои фильмы.

В 1994 году Алексей Балабанов снял вторую полнометражную картину. И снова по мотивам классического произведения. На этот раз был экранизирован роман Франца Кафки «Замок». За этот фильм режиссер был удостоен премии «Ника». В том же году Алексей Балабанов дебютировал и в качестве продюсера — фильмом «Исповедь незнакомцу».

В 1995 году вместе с Дмитрием Месхиевым, Александром Кайдановским и Владимиром Хотиненко Балабанов принял участие в создании киноальманаха «Прибытие поезда», посвященного 100-летию кинематографа. Режиссер снял новеллу «Трофимъ», удостоенную нескольких кинематографических наград.

Однако настоящим прорывом стала снятая в 1997 году криминальная лента «Брат», главную роль в которой сыграл Сергей Бодров, а музыку написал Вячеслав Бутусов. Фильм мгновенно был разобран на цитаты, стал культовым и самым знаковым фильмом 90-х. Кроме того картина «Брат» снятая кстати с очень скромным бюджетом, собрала самую большую кассу в 1997 году.

После шумного успеха Алексей Балабанов совершил довольно неожиданный поворот, сняв в 1998 году арт-хаусную картину «Про уродов и людей» весьма провокационную и необычную: о первых создателях порнографии в дореволюционной России. Этот фильм как неоднократно упоминал в своих интервью сам Алексей Балабанов, единственный к которому лично у него нет претензий.

Следующей картиной Алексея Балабанова снятой им в 2000-м году стала лента «Брат-2». «Брат 2» фильм яркий и шумный с запоминающейся музыкальной дорожкой. Для саундтрека были подобраны песни преимущественно не очень известных на тот момент рок-исполнителей, которые после премьеры фильма стали узнаваемы и любимы. Фильм вызвал бурную, неоднозначную реакцию в прессе и безусловное приятие массовой аудитории.

В 2001 году Алексей Балабанов снова удивил киноаудиторию, начав работать над проектом фильма «Река» («На краю земли») — о жизни в якутской деревне для прокаженных в начале XX века. Однако после автомобильной аварии в которой погибла исполнительница главной роли актриса Якутского Национального театра Туйаара Свинобоева. Проект был остановлен. Спустя год режиссер все же смонтировал отснятый материал с закадровым комментарием недостающих сцен.

В марте 2002 года Алексей Балабанов выпустил на экраны фильм «Война» — драматический боевик о чеченской войне, в котором были заняты Сергей Бодров, Ингеборга Дапкунайте, английский актер Иен Келли, а в главной роли дебютировал на большом экране молодой актер Алексей Чадов. Премьера фильма состоялась в марте 2002 года. А в июне фильм получил главный приз фестиваля «Кинотавр» — «Золотую Розу».

Новым проектом Балабанова в 2003-2004 годах должна была стать криминальная мелодрама «Американец». Однако после того, как были отсняты отдельные эпизоды фильма в Нью-Йорке, Норильске и Иркутске, съемки были остановлены из-за серьезных проблем с исполнителем главной роли — американским актером Майклом Бином. В результате этот проект так и не был закончен.

В июне 2005 года Балабанов снял «беспредельную комедию» «Жмурки». На этот раз режиссер собрал очень звездный состав: Никита Михалков, Дмитрий Дюжев, Алексей Панин, Виктор Сухоруков, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Алексей Серебряков, Андрей Панин, Дмитрий Певцов, Григорий Сиятвинда, Юрий Степанов, Александр Баширов, Татьяна Догилева и другие.

Весной 2006 года Алексей Балабанов закончил работу над картиной «Мне не больно» Впервые режиссер попробовал себя в качестве в жанре мелодрамы. Рената Литвинова, Александр Яценко, Никита Михалков и Дмитрий Дюжев разыграли пронзительную историю о любви и смерти и заставили прослезиться даже некоторую часть мужской аудитории.

В 2007 году Алексей Балабанов снимает, пожалуй, свою самую скандальную и пронзительную картину — «Груз 200». Фильм о 1984 годе, беспросветности советской действительности и оборотне в погонах. Впрочем сам режиссер заявил, что «Груз 200» — фильм о любви. Зрители и киносообщество раскололось пополам: половина яростно клеймила режиссера обвиняя в искажении и очернении советского прошлого, другие признавали «Груз 200» самым достойным отечественным фильмом последнего времени. Наиболее наглядно представлено столкновение этих точек зрения в программе «Закрытый показ».

В конце 2008 года режиссер представил картину «Морфий», снятую по мотивам рассказов Михаила Булгакова. Сценарий картины был когда-то написан Сергеем Бодровым. Главную роль в фильме сыграл молодой актер Леонид Бичевин, уже снимавшийся у Балабанова в «Грузе 200». Реакция отечественной кинопрессы на картину была привычно неоднозначной.

Последняя картина Алексея Балабанова вышла в октябре 2010 года. «Кочегар» — камерная, снятая в трех интерьерах история про контуженного майора в отставке вернувшегося с войны в Афганистане в стремительно меняющуюся страну. Эту автобиографичную по мнению многих критиков картину, режиссер снял без привлечения профессиональных киноактеров. Исключением является только исполнитель главной роли Михаил Скрябин, актер якутского театра, не раз снимавшийся в фильмах Алексея Балабанова.

В 2008 году самому провокационному российскому режиссеру исполнилось пятьдесят лет. Он не раз говорил, что после пятидесяти снимать кино не стоит.

"Фонтанка.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...
Помните, что все дискуссии на сайте модерируются в соответствии с правилами блога и пользовательским соглашением. Если вы видите комментарий, нарушающий правила сайта, сообщайте о нем модераторам.