В Санкт-Петербургском городском суде закончилось судебное следствие по уголовному делу о беспрецедентно жестоком убийстве двух женщин на улице Марата в 2010 году. В убийстве матери и дочери, на телах которых были обнаружены около 200 ножевых ранений, обвиняют жителя Ломоносовского района Ленинградской области многократно судимого Григория Устинова.
Сегодня Устинов впервые за время этого процесса дал показания, суть которых сводилась к той версии, которой он придерживался с самого начала следствия: он никого не убивал, действительно в день убийства выпивал с жертвами, в какой-то момент вышел в магазин, вернувшись, обнаружил двоих незнакомцев, один из которых «вырубил» его. Очнувшись, молодой человек якобы увидел двух мертвых женщин в лужах крови.
Свои показания Григорий Устинов дал в эмоционально-повышенной форме, рассчитывая произвести тем самым положительное впечатление на присяжных заседателей. Теперь дело за ними: на следующем заседании председательствующая в процессе судья Галина Пономарева скажет напутственное слово и поставит вопросы перед присяжными, после чего те удалятся в совещательную комнату для вынесения вердикта.
Таким образом, сегодня закончилось третье по счёту судебное следствие по данному уголовному делу – результаты двух других, в том числе оправдательный приговор, основанный на вердикте присяжных, отменил Верховный суд.
Напомним, более банальное преступление и придумать сложно. В феврале 2010 года незадолго до того освободившийся из мест лишения свободы Григорий Устинов решил навестить девушку, с которой познакомился по переписке, пока отбывал наказание. Девушка проживала с мамой в квартире на улице Марата.
Несколько дней спустя обеих женщин нашли мертвыми с чудовищным количеством гематом и ножевых ранений (по несколько десятков у каждой). С помощью анализа телефонных соединений и записей видеокамер, установленных у подъезда, где жили несчастные женщины, сотрудники уголовного розыска нашли и задержали Григория Устинова. На его одежде были обнаружены следы крови жертв, а на руках свежие порезы. На найденном в квартире на Марата ноже, с помощью которого предположительно были убиты женщины, были обнаружены следы крови Устинова.
Сам Григорий Устинов выдвинул интересную версию: мол, он действительно проводил время с покойными, потом на несколько минут вышел в магазин, когда возвращался, то встретился с двумя незнакомыми мужчинами, один из которых ударил его. Устинов заявил, что после удара он потерял сознание, а, очнувшись, обнаружил рядом трупы женщин.
Установленная у подъезда видеокамера никаких мужчин, кроме самого Устинова, не зафиксировала.
По мнению адвоката Андрея Березуна, защищавшего Устинова, сотрудники следственного отдела по Центральному району СК РФ по Петербургу, расследовавшие это дело, видимо, решили, что при таком раскладе особо напрягаться не стоит — мол, и так всё понятно.
Но между обывательским пониманием ситуации и деятельностью профессиональных юристов имеется существенная разница, что прекрасно продемонстрировали дальнейшие события.
Летом 2011 года суд присяжных Санкт-Петербургского городского суда оправдал Григория Устинова — адвокат Андрей Березун сумел убедить народных заседателей в некорректности собранных следствием доказательств. Устинов вышел из зала суда на свободу, где практически сразу умудрился совершить кражу и грабёж.
В октябре 2011 года Ломоносовский районный суд Петербурга приговорил его к 3-м условным годам лишения свободы, в марте 2012 года Кировский районный суд Петербурга приговорил его уже к 3-м годам и 1 месяцу реального лишения свободы.
Тем временем Верховный суд России отменил оправдательный приговор за двойное убийство на Марата, вынесенный на основании вердикта присяжных. Григорий Устинов вновь оказался на скамье подсудимых — на этот раз его дело слушал судья Санкт-Петербургского городского суда Вадим Шидловский — по мнению адвоката Березуна, во второй раз Устинов побоялся испытывать судьбу в лице присяжных заседателей.
В июле 2012 года судья Шидловский вынес Устинову обвинительный приговор, который предусматривал очень суровое наказание — 22 с половиной года лишения свободы.
Но Верховный суд отменил и этот приговор — Устинову и Березуну удалось убедить высшую инстанцию в том, что судья Шидловский нарушил права подсудимого на ознакомление с материалами дела. С точки зрения здравого смысла понятно, что эти материалы Устинов к тому времени уже знал наизусть, но формально где-то что-то было не соблюдено.
Оспаривая приговор Шидловского, Григорий Устинов, в частности, обвинил собственного адвоката в нарушении профессиональной этики — якобы, Андрей Березун не помог ему написать кассационную жалобу.
Заявление Устинова рассматривалось Квалификационной комиссией Адвокатской палаты Петербурга — в принципе, Березун вполне мог лишиться профессионального статуса, если бы обвинения Устинова подтвердились. Но этого не произошло, и теперь адвокату Березуну предстоит защищать Устинова по третьему разу. В данном случае инициатива исходила от судьи Галины Пономарёвой, которая пригласила адвоката 19 ноября 2012 года на первое судебное заседание.