После трагедии под Череповцом 28 марта, где в результате ДТП пострадали воспитанники петербургского детского дома, а шестеро взрослых погибли, руководство профильных комитетов и детских учреждений города взяло курс на ужесточение правил перевозок групп. И пока главная рекомендация — вовсе воздержаться от экскурсий и выездов на природу.
Буквально на следующий день после страшного ДТП в Вологодской области на экстренном совещании в штабе по ликвидации последствий аварии председатель городского комитета по образованию Жанна Воробьева отрезала: до выработки новых правил «любая рекомендация, касающаяся безопасности детей, охраны их жизни и здоровья, должна являться обязательной к исполнению», а поездки детских групп нужно отложить на неопределенный срок до особого распоряжения.
Спустя полмесяца новые правила выработаны не были, а курс остался прежним: детей лучше вообще никуда не возить. «В целях обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок организованных групп детей автотранспортом комитет по образованию рекомендовал учебным заведениям воздержаться от загородных экскурсионных поездок на автобусах до принятия методических рекомендаций», - говорится в официальном ответе комобра «Водителю Петербурга». Передвижения внутри города, а также выезды на соревнования и мероприятия за пределы Петербурга, остаются возможными. Но они могут осуществляться «только в строгом соответствии с действующими в настоящее время рекомендациями по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом». Этот документ за подписью Геннадия Онищенко датируется еще 2006 годом.
«Водитель Петербурга» пообщался с некоторыми директорами учебных учреждений, у всех один ответ: рекомендовано воздержаться, а нам и нужды в поездках нет. Выходит, что школьникам в связи со случившимся якобы перестали быть интересны экскурсии и загородные достопримечательности.
Однако дело так обстоит не везде. В администрации Адмиралтейского района «Водителю Петербурга» рассказали, что у них также проходило собрание директоров образовательных учреждений с представителями ведомств, на котором было принято более мягкое решение — рекомендовать усилить контроль по существующим требованиям к перевозкам. Никаких решительных запретов на экскурсии для детей не было.
Впрочем, бизнес уже столкнулся со снижением спроса на транспорт для школьных групп и усилением контроля. По данным Ассоциации перевозчиков на заказных автобусах, рынок детских перевозок сократился почти на 50%, сейчас школы отказываются от поездок на майские праздники и выпускные. Небольшие перевозчики, которые зарабатывали во многом именно благодаря экскурсиям для детей, также жалуются: в настоящее время отсутствие четкого документа приводит к слишком вольному толкованию требований к подготовке автобусов. Если раньше инспекторы УГИБДД приезжали на место подачи автобуса для осмотра, то теперь транспортные средства «должны быть заблаговременно предоставлены для проверки их технического состояния на безвозмездной основе на МОГТО и РАС ГИБДД №1 и №2» – так распорядились в комитете по образованию. В других случаях, по словам участников рынка, проверяющие путают коммерческие перевозки с постоянными (когда регулярный автобус, к примеру, развозит детей от школы по домам). В итоге доходит до абсурда: мы вас, конечно, выпустим, говорят инспекторы, но вообще лучше бы вы покрасили автобус в желтый (традиционный для школьных автобусов цвет).
Чиновники пока не настаивают на том, чтобы ввести в обязаловку сопровождение детских автобусов экипажами ГИБДД, даже если транспортное средство одно, а не в составе колонны. Здравый смысл ставит под сомнение возможности инспекции по такого рода обеспечению, к примеру, при массовых выездах в период выпускных и каникул.
Так случилось, что для упрощения процедуры перевозки детских групп чиновники из комитета по транспорту еще за неделю до трагедии разослали в заинтересованные инстанции письмо с рекомендацией пользоваться услугами ГУП «Пассажиравтотранс». Объяснение было простым: у госпредприятия и парк новый, и техническая сторона соответствует требованиям — тахографы, ГЛОНАСС, ограничители скорости до 60 км/ч. В самой компании «Водителю Петербурга» пояснили, что не стоит воспринимать письмо как абсолютное руководство к действию: оно только предлагает и сообщает о возможностях. «Разговоры о том, что рынок детских перевозок может отойти ГУПу, абсолютно беспочвенны», – подчеркнули на предприятии.
А в Ассоциации перевозчиков заказных автобусных перевозок, объединяющей несколько десятков небольших компаний, говорят, что слышали про идею создания единой государственной организации, которая будет специализироваться сугубо на детских выездах. И к ее реализации относятся с изрядным скепсисом, ставя в пример ситуацию с «Леноблпассажиравтотрансом», которая привела, по словам председателя Ассоциации Андрея Козырева, к коллапсу на пригородных перевозках.
Разрешить ситуацию в положительном ключе, по мнению всех сторон, может только цивилизованный регламент. Так как сейчас, чиня ограничения и препоны, чиновники сами толкают родителей и учебные заведения на опрометчивые и опасные шаги: заказы нередко делаются от частного лица (к примеру, кого-то из родительского комитета), подрядчиком может оказаться демпингующая компания с ненадежным автопарком. Козырев уже обратился в приемную президента с просьбой о разработке рекомендаций, где были бы четко прописаны все шаги: кто может организовывать детскую экскурсию, к кому надо обращаться, какие документы должны предъявить перевозчики, какой парк у них должен быть, у кого и как транспортные средства должны проходить дорейсовую проверку.
СПРАВКА
28 марта около 11 часов на автодороге Вологда – Новая Ладога 43-летний сотрудник полиции, направлявшийся в служебную командировку, управляя автомобилем «ВАЗ-2115», выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с грузовиком. Большегруз тоже отбросило на полосу встречного движения, где он столкнулся с автобусом, в котором находились воспитанники детского дома №8 из Петербурга и работники учреждения. В результате ДТП на месте происшествия погибли шесть человек: оба водителя автобуса, два шофера грузовика и два воспитателя детского дома. 24 человека, в основном дети, получили травмы различной степени тяжести. В Вологодской области ребята были на экскурсии. Так как автобус был один, а не в составе большой колонны, его не сопровождала машина ГИБДД.
Перевозка детей: как бы чего не вышло
ПО ТЕМЕ