За последние два месяца ГИБДД провела рейды в Ленобласти. Сотрудники выявляют большегрузные автомашины, перевозящие тонны груза без лицензии. Мероприятия оказались столь болезненны для компаний-перевозчиков, что пошатнувшаяся неформальная система пытается обвинить в корысти самих нарушителей спокойствия в погонах. А вице-губернатор Георгий Богачев, отвечающий за дорожную индустрию, категорически на стороне дорожной инспекции.
ГИБДД начала системную работу по выявлению большегрузных нарушителей на дорогах Ленобласти. Несколько рейдов показало, что многие перевозчики, перемещая грузы сверх установленных нормативов, работают без разрешения. В результате десятки водительских удостоверений изъяты, а на крупные компании наложены миллионные штрафы. Неформальные договоренности на сером рынке перевозок в Ленобласти, где бизнесмены экономили в силу дорогостоящих лицензий, под угрозой срыва. Однако пошатнувшаяся система борется за свою рентабельность и обвиняет самих нарушителей спокойствия.
СИСТЕМНЫЕ ИНТЕРЕСЫ
Как выяснил областной портал 47News, системные проблемы у фирм-перевозчиков начались в феврале этого года. Сегодня ряд коммерсантов уже пытается через свои связи в правоохранительных органах выйти на руководителя ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти Сергея Умнова. Они уверены, что его подчиненные имеют умысел на передел рынка незаконных перевозок. По информации издания, недавно с Умновым по этому поводу встречался бывший руководитель РУБОП Сергей Сидоренко. Так или иначе, но в рамках этих диалогов все называют фамилию подполковника Арутюняна. Его заподозрили в том, что за его рвением прячутся интересы конкурентов оштрафованных компаний.
Сергей Умнов не стал отрицать происходящее и так прокомментировал ситуацию в телефонном разговоре с репортером 47News: "Мне известно о недовольстве бизнеса вследствие действий ГИБДД на областных дорогах. Мое отношение понятно – если под проверки будет попадать не какая-нибудь конкретная компания, а различные участники рынка, то никаких претензий предъявлять своим подчиненным я не собираюсь".
(Сергей Умнов не признался, но, вероятно, он имел в виду жалобы конкретной компании "Цементно-бетонные изделия", входящей в корпорацию "Гепард").
ЛОГИКА СИСТЕМ
С точки зрения логики руководства УГИБДД, никакой интриги не существует. В конце января этого года в Управлении ГИБДД был создан новый контрольно-профилактический отдел. Неофициально он был наделен функциями Управления собственной безопасности. Его руководителем стал Александр Арутюнян, которого после долгих уговоров перебросили с позиции заместителя начальника "угонного" отдела Управления уголовного розыска. Вступив в должность, Арутюнян получил информацию о том, что на областных дорогах давно сложились неформальные правила игры. Они просты: чтобы не платить за лицензию, позволяющую перевозить грузы более 40 тонн, компании платят территориальным сотрудникам ДПС. Решив поломать "бизнес" своим коллегам, новое подразделение ГИБДД начало просто фиксировать нарушения.
"Уверен, что многие из вас видели на лобовых стеклах грузовиков таблички. На них, к примеру, такой знак – "Гриша". Это и есть сигнал полицейским о том, что налог уже уплачен", – рассказал изданию сам Арутюнян.
Вице-губернатор правительства Ленобласти, отвечающий за дороги, Георгий Богачев рассказал об официальной процедуре: "В Ленобласти правилами установлено, что возить груз можно массой не более 40 тонн, максимум превышения – 4 тонны. Для этого выдается специальное разрешение и согласовывается маршрут поездки фуры. Разрешение выдает "Ленавтодор", стоит оно несколько тысяч рублей. В исключительных случаях разрешается перевозка грузов большей массы. Например, 60 тонн. И тут расценки на разрешение могут быть существенными, вплоть до миллиона и выше. Но это очень редко, когда нужно, например, турбину перевезти. Согласовать проект такой перевозки очень сложно, и дается она на один раз".
ВЕСОВЫЕ РЕЙДЫ
Первый рейд прошел с 11 по 13 февраля этого года во Всеволожском и Выборгском районах Ленинградской области. Тогда на 41-м километре трассы "Скандинавия" был выставлен пункт весового контроля спецроты ДПС оперативного реагирования. Результат – у 16 водителей были изъяты права, на генеральных директоров компаний, как на должностных лиц, были направлены материалы в территориальные органы полиции, а потом миллионным штрафам подверглись и юридические лица – конкретные фирмы, чьи грузовики и фуры были остановлены (статья 23.5 ПДД, статья 12.21. КоАП РФ. – Прим. ред.). Последние мероприятия нового подразделения датируются концом марта, когда на Мурманском шоссе были выявлены еще около 30 нарушителей.
"Наши сотрудники, порой под видом местных работников ГИБДД, останавливают нарушителя и делают вид, что не замечают опознавательных сигналов на лобовых стеклах. Встречаем недопонимание. Трубку передают некоему механику, а тот говорит, мол, что вы дурака валяете, наша компания все заплатила. А перед нами не грузовик с перевесом в тонну, а фура, в которую набили тонн 100", – поделился впечатлениями с 47News один из участников этих рейдов.
ЗАВЫШЕННЫЕ ДОВОДЫ
После всех этих протоколов и дебатов на дорогах, в штаб ГИБДД на улицу Профессора Попова потянулись представители компаний-перевозчиков. Их доводы также оказались логичны: цена за перевес, установленная комитетом по дорожному хозяйству правительства Ленобласти, является, по их мнению, крайне завышенной, и если идти законной дорогой, то их бизнес может встать.
В 3-м отделе ГИБДД, в чьих полномочиях после того, как куплена лицензия, выдавать разрешения на конкретные маршруты, журналистам прокомментировали, что "мы не против бизнеса, но как нам договориться с ними, если у них не только нет лицензий, но они и не предпринимают никаких действий для их получения. Только ходят и либо возмущаются, либо просят".
Скорее всего, коммерсанты знают позицию профильного вице-губернатора Георгия Богачева. Он не скрывал ее и в разговоре с нами: "Мы изменять ничего не собираемся. Нужно запрещать эксплуатацию транспортных средств со слишком тяжелыми грузами. Пусть не ездят, и точка".
"Мы так до того дойдем, что предложим ввести лицензию на "убийство" дорог. Мол, заплатил и убивай сколько хочешь. От них же дороги разваливаются, и это уже не остановить", – закончил он свой комментарий метафорой.
Что касается подполковника Арутюняна, то, вероятно, в Управлении уголовного розыска он был знаком с конфликтологией. На наш вопрос, как же выходить из создавшейся ситуации, он спокойно или шутя (выражения его лица мы не видели) ответил: "В спецроте четыре передвижных весовых пункта. Работать еще есть над чем. А то, что перевозчики уже договорились передвигаться по ночам, чтобы избежать встречи с нами, так нам это известно. Единственно, что нас тормозит, это масса других проблем. Область большая, но есть еще и Санкт-Петербург".
ГИБДД отбирает лицензию на убийство дорог
ПО ТЕМЕ