Желающих оформить регистрацию обязали приводить с собой владельцев квартир или предъявлять нотариально удостоверенные документы. Новый Административный регламент предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан подписал руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.
Обязательным условием регистрации по месту пребывания (традиционно именуемой «временной пропиской») является предъявление документа, подтверждающего право заявителя на проживание в выбранном им жилом помещении. Это может быть договор найма или поднайма, заявление владельца (нанимателя) и т.д. Но в отличие от действующего в настоящее время порядка, в новом регламенте разъясняется, что предъявляемый договор может быть заверен нотариально. Если же документ составлен в простой письменной форме, то вместе с заявителем должен явиться сам собственник (наниматель), подпись которого заверяется ответственным должностным лицом. Для регистрации в государственных и муниципальных квартирах необходимо также представить письменное согласие всех ее совершеннолетних пользователей.
В аналогичном порядке оформляется регистрация по месту жительства. Подтверждением правомерности вселения признается свидетельство о государственной регистрации права собственности, решение суда или иной установленный документ.
Заявление на регистрацию как по месту пребывания, так и по месту жительства, можно отправить почтой. В этом случае сотрудник миграционного ведомства после предварительной проверки предлагает гражданину (по телефону или e-mail) в трехдневный срок лично явиться в органы ФМС и предъявить оригиналы документов. Такая же процедура применяется и при обработке отправленных через Единый портал государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) заявлений. Более того, оформленные в электронной виде согласия собственников (нанимателей и совместно проживающих с ним лиц) должны быть удостоверены также электронной подписью.
В то же время заявитель вправе не предъявлять документы, находящиеся в распоряжении государственных органов. В частности, структуры ФМС обязаны сами запрашивать в управлении Росреестра сведения о регистрации права собственности, а в жилищном ведомстве – о заключенном договоре социального найма. Однако в этом случае срок рассмотрения заявления увеличивается с трех календарных до восьми рабочих дней (то есть, более чем в три раза).
Кроме того, регламент сохраняет функции так называемых ответственных за регистрацию лиц, уполномоченных осуществлять первичный прием документов от граждан и их передачу в органы ФМС. Таковыми являются сотрудники управляющих компаний, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов и т.д.
Новый административный регламент 2 апреля прошел регистрацию в Минюсте и вступит в силу через десять дней после официального опубликования, которое ожидается в ближайшее время.
Напомним, что, по данным управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в 2012 году в регионе было оформлено 356 тысяч регистраций по месту жительства и более 830 тысяч – по месту пребывания (75 процентов из них – в гостиницах и т.п.).