На Садовой улице, куда 1 марта вернулся трамвай, развернулась настоящая война между коммерческим и социальным транспортом. Коммерческий перевозчик «Такси-2» снизил стоимость проезда на маршрутках с 28 рублей до 20 и повесил плакаты с силуэтом трамвая и надписью «Мы дешевле». Для работы с пассажирами на остановке появился зазывала, призывающий выбрать именно маршрутку.
Безмятежная транспортная жизнь маршруток, курсирующих по Садовой улице, закончилась 1 марта 2013 года. Тогда после пятилетнего перерыва было возобновлено движение трамваев по этой магистрали – на участке от Сенной площади до площади Репина. При этом ГУП «Горэлектротранс» выставил на линию не старые, разваливающиеся вагоны, а только что купленные трехсекционные составы: один – производства Усть-Катавского вагоностроительного завода, три – белорусского «Белкоммунмаша».
Длина этих трамваев – около 25 метров, а пассажировместимость – более 200 человек. По статистике комитета по транспорту, за первый месяц прокатиться в этих составах решили 100 тысяч горожан. При этом по абсолютно аналогичному маршруту продолжает ходить маршрутка К-7 компании «Такси-2». И, естественно, что электрический транспорт стал главной угрозой доходности этой линии, тем более что посадка пассажиров происходит на одних и тех же остановочных пунктах.
Зазывала, призывающий пассажиров выбрать маршрутку, а не трамвай
Михаил Огнев
До запуска трамвая проезд на К-7 стоил 28 рублей. Однако через несколько недель она была снижена до 20 рублей. Одновременно на автобусах появились плакаты, на которых указана стоимость проезда и красуется надпись: «Мы дешевле». Для того, чтобы пассажиры поняли, дешевле чего, на тот же плакат помещен силуэт трамвая, поездка на котором стоит 25 рублей.
Но и это еще не все. На конечной остановке на Сенной (недалеко от переулка Бринько) ныне постоянно работает зазывала, который сообщает пассажирам, сколько теперь стоит маршрутка. На транспортных блогах пользователи пишут, что иногда он даже напрямую агитирует людей сесть именно в автобус, а не «стоять и ждать трамвай». Отметим, что на линии К-7 курсируют современные низкопольные 206-е МАЗы, которые многие специалисты считают самыми комфортными маршрутками в городе.
Любопытно, что, помимо экономической войны с маршруточниками, один из трамваев производства «Белкоммунмаша» недавно подвергся нападению вандалов. Вечером 4 апреля на площади Репина, пока водитель и кондуктор отмечали у диспетчера свои путевые листы, несколько хулиганов раскрасили его из баллончика, а в довершение, забежав в салон, сорвали стоп-кран. В «Горэлектротрансе» подтвердили факт этого происшествия.
Помимо К-7, маршрут трамвая повторяет еще автобус К-212 «Управления предприятиями «СЛК», следующий от площади Ленина до Репина, и К-195 «Вест-Сервиса» (Сенная – улица Партизана Германа). Кроме того, этот участок Садовой захватывают два социальных маршрута – №49 («Пасажиравтотранс») и №181 («Питеравто»). На К-212 после запуска трамвая также изменилась цена проезда: теперь участок от Сенной до Репина стоит не 25, а 20 рублей. Впрочем, для проходящих маршрутов конкуренция с электрическим транспортом не так критична, как для К-7.
Отметим, что данная ситуация – не первый случай, когда в войне за пассажиров маршруточники снижают цену на проезд. Так, в начале 2011 года билет на коммерческий автобус от «Московской» до Пулково стоил 10 рублей вместо 25. Это было связано с войной между компанией «Такси-2», которая только получила этот маршрут, и старым перевозчиком «Питеравто».
Однако тогда снижение носило временный характер – до победы одной из сторон. Убрать трамвай с Садовой, учитывая всю символичность этого события для Смольного, маршруточникам вряд ли удастся. А значит, придется либо все время демпинговать, либо отказываться от этой линии. Как рассказали в комитете по транспорту, договор с «Такси-2» на обслуживание маршрута К-7 действует еще два года, однако перевозчик может в любой момент расторгнуть его. Узнать позицию «Такси-2» по этому вопросу не удалось: по традиции, эта компания никак не комментирует свою деятельность.
Но на фоне всей этой истории у экспертов возникает закономерный вопрос: а насколько обоснованы нынешние цены на проезд в маршрутках, если в борьбе за пассажира перевозчики готовы настолько их снизить? Напомним, что с 1 января максимальная возможная стоимость для большинства городских маршруток, установленная Смольным, составляет 36 рублей. Однако перевозчики пока еще не повышают проезд, сохраняя прошлогоднюю цену в 35 рублей.