Конституционный суд позволил региональным парламентариям получать двойную зарплату при сдаче мандата. Такой вывод можно сделать, исходя из сегодняшнего решения КС. Судьи, однако, уточнили, что, определяя размер вознаграждения, парламентарии должны руководствоваться бюджетным положением региона, «совестью» и Конституцией.
Поводом для рассмотрения дела стала жалоба Архангельского областного собрания депутатов. В 2009 году оно приняло закон о гарантиях для региональных чиновников и парламентариев. Документ, в частности, предполагал, что при прекращении полномочий бюджет должен перечислить власть имущим выплату в размере двух денежных вознаграждений. Инициатива удовлетворила не всех: документ в судебном порядке оспорила региональная прокуратура.
Сотрудники надзорного ведомства сослались на статью 6 Трудового кодекса. Она предполагает, что установить дополнительные гарантии отдельным категориям работников могут только федеральные органы власти. Таким образом, архангельские депутаты превысили свои полномочия, сочла прокуратура. С ее доводами согласился и Верховный суд.
В результате Архангельское областное собрание депутатов решило отстоять свою точку зрения в суде Конституционном. Парламентарии попытались доказать, что норма Трудового кодекса, на основании которого служители Фемиды выносили свое решение, не соответствует Основному закону. Как отметили депутаты, государственные должности российских регионов «обладают особой спецификой и не охватываются регулированием законодательства Российской Федерации о государственной службе». Таким образом, местные власти праве самостоятельно «осуществлять правовое регулирование в данной сфере».
Конституционный суд в оспоренной норме прямых противоречий Конституции не нашел. Вместе с тем он предложил федеральным законодателям подкорректировать Трудовой кодекс так, чтобы никаких сомнений в возможности для депутатов установить для себя допвыплаты не возникало. Как счел КС, региональные парламентарии имеют на это право.
«Депутатам, осуществляющим деятельность на профессиональной постоянной основе, после прекращения их полномочий не гарантируется предоставление прежней работы», – отмечено в вынесенном сегодня постановлении. Поэтому получение единовременной денежной выплаты «направлено на обеспечение дополнительных возможностей для адаптации к изменившимся в связи с прекращением депутатских полномочий жизненным обстоятельствам», - счел КС.
При этом судьи учли, что, устанавливая для себя гарантии и их размер, народные избранники должны «принимать во внимание социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета». КС подчеркнул особое положение региональных парламентов: их депутаты «связаны лишь Конституцией и своей совестью».
Заметим, что, приняв такое решение, Конституционный суд вступил в противоречие с позицией официальных представителей органов власти. Она была озвучена 26 февраля во время рассмотрения дела в КС. Тогда советник генерального прокурора Татьяна Васильева напомнила, что бюджет Архангельской области на протяжении многих лет являлся дотационным.
«Когда в области в значительной степени нарушаются расходные обязательства органов власти по обеспечению жильем детей-сирот, не производится финансирование зарплат работникам бюджетной сферы... говорить о неограниченном праве депутатов устанавливать свои собственные персональные надбавки мне представляется не совсем верным», - подчеркнула Васильева.