Допрашиваемые в ходе предварительной проверки сообщения о преступлении могут требовать присутствия адвоката, а полученные в нарушении этого права показания будут аннулированы. Такие рекомендации, гарантирующие россиянам известное по американским детективам так называемое «правило Миранды», подготовил Верховный суд России.
До сих пор защитник мог участвовать в уголовном деле с момента его возбуждения в отношении конкретного лица, привлечении его в качестве обвиняемого, задержания, заключения под стражу, применения иных мер процессуального принуждения и т.д. Тогда как любой гражданин может быть допрошен (обязан давать объяснения) еще до возбуждения дела, в том числе в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении.
Поправки, внесенные в действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ месяц назад и вступившие в силу 14 марта, расширяют права адвокатов. А 2 апреля пленум Верховного суда России одобрил проект обязательного для всех служителей Фемиды разъяснения, определяющего правовые последствия неприменения нового закона: при нарушении конституционного права на участие адвоката все показания и результаты следственных действий, произведенных с участием подозреваемого или обвиняемого (в том числе в ходе проверки сообщения о преступлении), «должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона».
В то же время Верховный суд России ограничил право служителей Фемиды районного и областного уровня самостоятельно оценивать наличие противоречий между Конституцией России и федеральными законами или нормативными актами субъектов Федерации. До сих пор любой судья вправе был самостоятельно констатировать неконституционность той или иной нормы конкретного и действующего закона.
Напомним, что знаменитое решение по делу «Миранда против Аризоны» Верховный суд США принял в 1966 году. Оно гарантирует задержанным право на присутствие на допросе адвоката, а полицию обязывает разъяснять всем задержанным их права. Такая «памятка» стала именоваться «правилом Миранды» (Miranda warning). Аналогичные решения были приняты и Европейским судом по правам человека.