Городу на Неве снова грозит дефицит бензина и дизельного топлива. В апреле начнется профилактика на основных нефтеперерабатывающих предприятиях, снабжающих регион горючим. В связи с этим неминуемо вырастут цены, считают в петербургском УФАС. Аналитики рынка с таким мнением соглашаются. Российской столицы, кстати, это тоже коснется.
По данным главы петербургского УФАС Александра Беляева, дефицит топлива на рынке города может сложиться уже в самое ближайшее время. В рамках работ по постепенному переходу на производство топлива стандарта "Евро 5" на профилактические работы закроются все крупнейшие поставщики бензина и дизтоплива в Петербурге (завод «КИНЕФ», Ярославский НПЗ). Уже в апреле, полагает Беляев, нехватка топлива может спровоцировать очередной скачок цен.
О каком подорожании может идти речь, Беляев не уточнил. Также отказываются давать оценки в Нефтяном клубе Петербурга. Однако по опыту прошлых лет можно сказать, что профилактические работы на НПЗ отражаются на рынке ростом стоимости топлива на АЗС процентов на 10, а то и до 20.
Специалисты аналитического центра "OMT-Консалт" также полагают, что подорожания стоимости топлива стоит ждать через одну-две недели. Эксперты говорят, что повышение будет не скачкообразным, а скорее плавным.
Отметим, что с начала года бензин и дизтопливо уже дорожало, только по официальным данным, в среднем на 1% в месяц. Сейчас средняя стоимость популярных сортов бензина на петербургских АЗС составляет 29,03 руб. за литр Аи-92 и 31,7 руб./л за Аи-95. Средняя стоимость дизельного топлива в Северной столице составляет 32,2 рубля, а 98-го бензина – 37,6 рубля.
О вероятности возникновения очередного топливного кризиса в Петербурге этой весной члены нефтяного клуба предупреждали городские власти еще в феврале. По данным главы профессионального объединения производителей горючего Олега Ашихмина, в начале апреля на профилактику встанут также нефтеперерабатывающие предприятия Центрального федерального округа, и проблемы с поставками возникнут не только в Петербурге, но и в Москве.
Как известно, при возникновении дефицита топлива вертикально интегрированные компании, такие, как «Лукойл», «Газпромнефть», «ТНК-BP» и другие, сокращают количество продаваемого бензина на оптовом рынке. В результате частные заправщики, пытаясь получить заветные тонны, предлагают поставщикам завышенную цену. А чтобы не торговать себе в убыток, вынуждены впоследствии поднимать стоимость на рознице.
Дождавшись, когда цены на своих АЗС поднимут независимые продавцы, ставки повышают и сами ВИНКи. В итоге страдают потребители топлива – автомобилисты, грузоперевозчики и структуры, оказывающие услуги пассажирских перевозок.
По данным Росстата, на сегодняшний день средняя цена литра топлива в Петербурге составляет 29,9 рубля. В середине прошлого года стоимость «усредненного» литра была на уровне 27,4 рубля, а в середине 2011-го – 25,5 рубля.
Напомним, что окончательный переход на выпуск топлива стандарта "Евро 5" в России должен произойти в 2015 году. Однако ждать, что на этом рост цен на бензин закончится, не стоит. Сейчас Минфин готовит программу повышения акцизов, которая предусматривает плавное или интенсивное повышение ставки налога. Так или иначе планируется, что к 2015 году средняя стоимость литра горючего в стране вырастет до 34 - 36 рублей.
Петербург останется без бензина
ПО ТЕМЕ