Одним из итогов заседания Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству в Турку стала договоренность о том, что Россия и Финляндия будут совместно бороться за заказы на мировом рынке судостроения.
"Сотрудничество России и Финляндии в судостроении имеет серьезные перспективы с учетом его глубоких исторических корней, - считает российский вице-премьер Дмитрий Козак. - Мы договорились о совместных действиях по развитию Северного морского пути, и этот проект также будет рождать новый спрос".
"У нас уже много хороших примеров сотрудничества, в первую очередь, в совместном строительстве ледоколов, и можно сказать, что такого уровня компетенции и опыта, как у России и Финляндии, нет больше нигде в мире", - дополнил слова российского коллеги сопредседатель Межправкомиссии с финской стороны Александер Стубб.
Судостроение, как подчеркивалось на состоявшемся в Турку форуме "Российско-финляндское партнерство в модернизации национальных экономик", является одной из сфер, где двусторонние связи имеют особенно давнюю историю: 30 лет назад на долю СССР приходилась четверть финского экспорта, и суда различных классов составляли значительную его часть.
На встрече финские предприниматели, говоря о своей заинтересованности в дальнейшем развитии своего бизнеса в России, рассказали также о том, что затрудняет этот процесс.
Руководитель Центрального союза деловой жизни Финляндии (ЕК) Илпо Коккила высказался за гармонизацию технических норм и правил, стандартов и норм, действующих в строительной сфере - наряду со сложностями в получении строительных лицензий, их разногласия с финскими и европейскими нормами становятся серьезным препятствием для работы финских строительных фирм на российском рынке.
"Маленькой стране всегда легче критиковать большую, - отметил Коккила, - однако у нас в Финляндии с этим легче, и мы хотели бы, чтобы так же было и в России".
Важно также, говорят финские предприниматели, развивать электронное декларирование и обеспечивать хорошо функционирующую логистику.
Когда финские журналисты спросили Дмитрия Козака, способен ли повлиять на российско-финляндские отношения финансовый кризис на Кипре, вице-премьер с уверенностью ответил: "Даже если бы этот кризис состоялся, на российско-финляндских отношениях он бы никак не отразился".
Сократившийся в 2012 году на 10% товарооборот, по мнению сопредседателей Межправкомиссии, восстановится в течение ближайших года-двух. "Не все зависит только от нас, мировая экономика пока неустойчива, поэтому давать более точные прогнозы будет неправильно", - сказал Дмитрий Козак.
А безвизовый режим Стубб прогнозирует уже к 2018 году, российский вице-премьер уверен, что это произойдет раньше. "Очень надеемся завершить этот процесс раньше 2018 года, и надеемся, что безвизовый въезд будет доступен не только участникам крупных международных спортивных соревнований и представителям бизнес-сообщества, но и простым гражданам", - сказал он. По мнению вице-премьера, "Россия готова к безвизовому режиму, она реализовала все шаги по разработанной совместно с Евросоюзом дорожной карте, и теперь все зависит только от ЕС". При этом Козак выразил благодарность Финляндии за содействие в этом процессе, назвав его "важным фактором для развития отношений".
Общий объем финских инвестиций в экономику России составляет сейчас 12 млрд евро. Работающие на российской территории почти 600 финских фирм обеспечивают работой почти 50 тысяч человек. В свою очередь, российские граждане, получившие 1 350 000 виз в финских диппредставительствах, за 2012 год потратили в Финляндии около 1,1 миллиарда евро.