Конституционный суд не принял к производству заявление оппозиционного эколога Сурена Газаряна, известного борьбой с «дачей Ткачева» и «дворцом Путина» в Краснодарском крае. Активист пытался обжаловать статью Уголовного кодекса, по которой его осудили на три года лишения свободы условно.
Как следует из определения Конституционного суда, научному сотруднику РАН и участнику движения «Экологическая вахта» С. В. Газаряну «стало известно, что на особо охраняемых территориях Лермонтовского участкового лесничества в Краснодарском крае производятся незаконная вырубка охраняемых видов деревьев (пицундская сосна)» для строительства домов. Газарян вступил в переписку с «правоохранительными и иными государственными органами» региона, однако они никаких нарушений не обнаружили. «Полагая такую реакцию на его обращения ненадлежащей», эколог направил в департамент лесного хозяйства Краснодарского края предупреждение, что «в случае непринятия необходимых мер граждане прибегнут к самозащите своих прав», отмечают в КС. Не получив ответа, Газарян совместно с другими лицами «деформировал часть секций металлического ограждения (забора), принадлежащего ООО «Капитель-2», одновременно нанеся на него надписи протестного характера», заключается в определении.
Любопытно, что шершавым языком конституционного правосудия изложена довольно известная среди оппозиционного сообщества история. Она связана с акцией против резиденции губернатора Краснодарского края Александра Ткачева, проведенной «Экологической вахтой» по Северному Кавказу в ноябре 2011 года. Считая, что идет незаконный захват лесного фонда, активисты сломали забор чиновничьей «дачи», расположенной близ села Бжид Туапсинского района, и оставили на нем надписи: «Это наш лес», «Партия жуликов и воров», «Украдено у народа. Подлежит возврату!». Экологов осудили по статье 167 УК «Умышленные уничтожение или повреждение имущества». Газарян получил три года условного лишения свободы. Ему вменили вторую часть статьи 167 – «деяния, повлекшие тяжкие последствия».
Именно примененную в деле норму активист счел чересчур жесткой и попытался обжаловать ее в КС. Как отмечает в своем заявлении Газарян, формулировки закона слишком размыты и не позволяют установить однозначную грань между «тяжкими» и «нетяжкими» последствиями уголовных деяний. По мнению эколога, причиненный имуществу ущерб нужно исчислить в законе в денежном выражении. Это поможет сделать уголовные наказания более «адекватными общественной опасности преступления», считает он.
Однако КС с доводами Сурена Газаряна не согласился. «Требования, предъявляемые к качеству уголовного закона, не означают, что при формулировании его предписаний не могут использоваться оценочные понятия», – подчеркивается в определении суда, вывешенном на его сайте 25 марта. «Что же касается размера ущерба, причиненного юридическим лицам, то он в каждом конкретном случае должен оцениваться судом с учетом стоимости поврежденного или уничтоженного имущества», - объясняет пленум КС причины, по которым не принял жалобу к производству. Экологу рекомендовано обратиться в суд общей юрисдикции, чтобы обжаловать решение нижестоящего суда.