До блокировки сайтов с опасным контентом (детской порнографией, материалами о наркотиках, суициде и т. д.) их владельцам должны направлять предложения о добровольном удалении спорной информации. С такой инициативой выступило Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
По действующим правилам уведомление о включении сайта в «черный список» высылается только хостинг-провайдеру, который в суточный срок обязан перенаправить его клиенту – непосредственному администратору информационного ресурса. Такая процедура формально соответствует закону, но лишает защиты владельцев даже крупных ресурсов. Например, когда их хостинг расположен за границей, а соответствующий провайдер (американский, немецкий, шведский или пр.) не знает о принятой в России процедуре и на законных основаниях не считает нужным выполнять указания неизвестного ему ведомства.
Предложенные Минкомсвязи поправки уточняют механизм ведения единого реестра запрещенных сайтов. Помимо сведений о хостинг-провайдере в базу данных должна вноситься информация и о владельце (наименование и ОГРН юридического лица либо фамилия, имя, отчество и контактные данные гражданина), которому также должно высылаться предупреждение на русском и английском языке с предложением удалить спорный контент. Если через трое суток уполномоченный орган вновь обнаружит незаконную информацию на сайте, доменное имя может быть заблокировано.
Кроме того, владельцы сайтов наделяются правом получать все внесенные в реестр сведения, касающиеся их ресурсов и затрагивающие их права.
Напомним, что так называемый закон о «черных списках» вступил в силу с 1 ноября 2012 года. Он допускает блокировку доступа к интернет-ресурсам, содержащим детскую порнографию, сведения о наркотиках и самоубийствах, а также запрещенную судом информацию (например – экстремистские материалы и т. д.). По данным Роскомнадзора, с представителями интернет-сообщества и владельцами многих крупных порталов удалось наладить плодотворный диалог по ограничению доступа к «недетскому» контенту. А вот Роспотребнадзор, в компетенцию которого входит выявление во Всемирной паутине пропаганды суицида, на днях заявил о конфликте с американской компанией YouTube LLC (входит в группу Google). Она, по мнению руководства надзорного ведомства, не только не стремится к взаимодействию, но и «осуществляет деятельность по компрометации проводимой в Российской Федерации работы по ограждению детей от подобного рода видеоматериалов, содержащих запрещенную к распространению информацию». При том, что именно на видеохостинге YouTube чиновники находят около 40 процентов от общего числа посвященных самоубийствам и запрещаемых в России роликов.