Петербургские автомобилисты почти не садятся за руль пьяными. Об этом свидетельствует официальная статистика УГИБДД. За прошедший год нарушителей правила трезвого вождения в городе поймано всего 9,5 тысячи. Эксперты считают – остальные попросту откупились. И они предрекают, что вскоре черный рынок возврата прав на месте вырастет в несколько раз.
Вопрос ужесточения законодательства в сфере борьбы с нетрезвым вождением, как сообщают депутаты Госдумы, встал ребром именно из-за неутешительных данных дорожной статистики. По стране речь идет о более чем 850 тысячах административных протоколов за нетрезвую езду и отказ от медосвидетельствования, выписанных в 2012 году. По статье 12.8 (управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения) составлено более 435 тысяч протоколов. 11 тысяч водителей попались повторно, еще 243 тысячи отказались от экспертизы на алкоголь. Тех, кто сел за руль, будучи лишенным прав за автопьянство (статья 12.26 КоАП РФ), ловили 163,9 тысячи раз.
Петербург на фоне этих показателей выделяется в лучшую сторону. Как рассказали «Водителю Петербурга» в УГИБДД по городу и области, по статье 12.8 КоАП РФ в городе в прошлом году был составлен 7071 протокол, в области – 3984. По статье 12.26 КоАП РФ – 2435 в Петербурге и 2883 – за его пределами.
В процентном соотношении Петербург добавил к общероссийской статистике пьяных за рулем лишь чуть более 1%, что для 5-миллионного города с уровнем автомобилизации почти в 2 миллиона машин довольно хороший показатель.
Впрочем, статистика в данном случае весьма неоднозначна, как для нашего региона, так и для страны в целом. Связано это с большой коррупционной емкостью этих статей. Не секрет, что дабы не лишаться прав, многие готовы их «выкупить». А отдельные сотрудники дорожной полиции не пренебрегают таким заработком. Среднегородской «ценник» за то, чтобы инспектор закрыл глаза на показания алкотестера, по данным самих автолюбителей, составляет порядка 40–50 тысяч рублей. По неофициальной статистике и опросам общественного мнения, в такой ситуации «откупиться» пытается каждый пятый водитель. Даже при таком показателе, исходя из приведенной статистики, можно сказать, что теневой рынок купли-продажи прав ежегодно только в Петербурге исчисляется несколькими сотнями миллионов рублей.
При этом надо отметить, что платят на месте в основном те автолюбители, в выдохе которых обнаруживается минимальное количество алкоголя. Как правило, последствия выпитого накануне. В большинстве случаев это те самые 0,2–0,3 промилле, которые во многих странах списываются на погрешности приборов и естественный алкогольный фон организма человека.
По данным российской статистики, за прошлый год около 12% всех водителей, лишенных прав за «пьяную езду», было поймано именно на таком низком показателе алкоголя в выдохе. Вероятнее всего, примерно такое же количество автолюбителей остались при правах, но лишились существенной суммы денег.
Автомобилисты сокрушаются: действия властей приведут только к тому, что в ближайшее время суммы этих неофициальных «штрафов» только вырастут. Депутаты ужесточают ответственность за управление автомобилем в нетрезвом виде, а отменять 0 промилле не спешат.
Напомним, депутаты ГосДумы 13 марта в первом чтении приняли законопроект Ирины Яровой об ужесточении наказания за пьяную езду за рулем. Внесенный документ предполагает, помимо лишения прав еще и наложение штрафа в размере 30 тысяч рублей. При алкорецидиве планка повышается до 50 тысяч.
Кроме этого, в рамках Уголовного кодекса депутаты хотят ввести новую статью и к ней норму о штрафе в 200 тысяч либо аресте до полугода – это уже для тех, кто попался подшофе, будучи лишенным права управления транспортным средством. Также, вопреки распространенной практике условных наказаний, парламентарии полагают, что при ДТП, где погибли люди, а виновник был пьян, нижний порог по сроку лишения свободы нужно повысить до 2 лет (если погиб 1 человек) и 3 лет (если 2 и больше).