Операторы сотовой связи высказали многочисленные претензии к предлагаемой процедуре переноса номеров абонентов, которая будет введена с 1 декабря. Заключение о проведенных публичных консультациях 13 марта представило Министерство экономического развития РФ.
Принятый в декабре 2012 года федеральный закон гарантировал каждому пользователю мобильного телефона право перейти к другому оператору, заплатив не более ста рублей и сохранив ранее используемый номер (внедрение стандарта MNP – mobile number portability). Обязательным условием такого переноса является погашение задолженности.
Все иные процедуры взаимодействия клиента, «оператора-донора» и «оператора-реципиента» определены проектом правил, разработанных Минкомсвязи РФ. Они, в частности, устанавливают, что с момента подачи заявления оператор вправе ограничить предоставление уходящему клиенту дополнительных услуг. Для подтверждения своих намерений абонент должен ответить на специальный SMS-запрос, а новый договор (с «оператором-реципиентом») заключается на срок не менее шести месяцев. Также определено, что максимальный перерыв в предоставлении услуг связи в ходе переноса не должен превышать 24 часов, а любые перерасчеты между операторами (перенос остатка аванса или возмещение задолженности) могут проводиться только с согласия абонента.
Участники публичных консультаций, в том числе операторы «большой тройки» – ОАО «Вымпел-Коммуникации» («Билайн»), ОАО «Мегафон», ОАО «МТС», а также «Теле2 Россия» и ОАО «Ростелеком», предложили смягчить некоторые нормы правил. В частности, они указывают на отсутствие в законе минимального срока договора, заключаемого абонентом с новым оператором. Невыполнимым сотовые компании считают требование к оказанию услуг связи в ходе переноса: ведь после удаления номера из сети «донора» необходимо прописать его на сети «реципиента», а также дождаться синхронизации всех записей баз данных. Поэтому с учетом разных часовых поясов срок перерыва может достигать 36 часов.
Операторы предлагают уточнить порядок обработки соответствующих заявок корпоративных клиентов, которые могут переносить десятки и сотни номеров из общей емкости, а потому в установленные сроки выполнить всю процедуру их передачи и уладить вопросы взаиморасчетов будет затруднительно. Также неясно, кому в такой ситуации направлять SMS-запрос – ведь рядовые пользователи (сотрудники подписавшей контракт организации или т.п.) не уполномочены принимать решений.
Кроме того, сотовые компании указывают, что у «оператора-донора» отсутствуют методы воздействия на бывших клиентов в случае выявления у них задолженности уже после передачи номера. В том числе за услуги в роуминге, которые не являются дополнительными и оказание которых не может приостанавливаться даже после получения заявления абонента.
«Полагаем, что одним из вариантов разрешения данной проблемы могло бы быть закрепление в проекте акта нормы о возможности прекращения обслуживания абонента оператором-реципиентом по запросу оператора-донора», – констатируется в заключении. Однако как может возникнуть такая задолженность, если все сотовики уже давно заявили о введении онлайн-тарификации, в документе не поясняется.