Законодатели в очередной раз предлагают ограничить права начинающих автомобилистов в скорости движения и времени выезда на дорогу. «Водитель Петербурга» решил проверить, действительно ли уровень аварийности водителей-«чайников» так велик, что они опаснее пьяных за рулем.
Дорожная инспекция и страховщики уверены: новички за рулем чаще оказываются виновниками серьезных аварий и создают угрозу для других участников дорожного движения. Законодатели в очередной раз предлагают ограничить права «чайников» в скорости движения и времени выезда на дорогу. «Водитель Петербурга» решил проверить, действительно ли уровень аварийности начинающих автомобилистов так велик, что они опаснее пьяных за рулем.
В распоряжении «Водителя» оказалась статистика УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, свидетельствующая о количестве ДТП, произошедших за последний год по вине недавних выпускников автошкол. Но все же проверить математикой уровень подготовки автомобильных неофитов в школах города и области оказалось весьма непросто. В большинстве случаев цифры реальной ситуации не отражают. Впрочем, итоговый результат говорит за то, средний показатель аварийности выпускников школ автомастерства не так высок, как принято считать.
Не секрет, что выбор автошкол в пределах Петербурга и Ленинградской области весьма богат. Учебных заведений, имеющих право готовить будущих кандидатов в водители, порядка двух с половиной сотен: 168 в Петербурге и 81 в 47-м регионе. Мотивов выбора автошколы множество, начиная от удобного расположения и рекомендаций знакомых и заканчивая стоимостью курса и уровнем автомобилей, на которых проводится обучение.
Однако помимо собственно автошколы и уровня обучения в ней немаловажным показателем является готовность новичков к реалиям дорог и их умение вести себя в сложных ситуациях. Это, в частности, выражается в том, как часто недавние выпускники оказываются виновниками серьезных ДТП с пострадавшими. Согласно статистике УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, за минувший год в городе произошло 8288 аварий, в которых пострадали люди, в области - 3576. Среди виновников происшествий в городе около 7,5% новоявленных автомобилистов, в области – 3,6%. Но стоит отметить, что Петербург опережает 47-й регион и по количеству выданных водительских прав: 146 тысяч 330 в городу против 36 тысяч 490 в области за последнюю пару лет.
Вопреки расхожему мнению, заключенному в простую формулировку «купили права, а ездить не научились», статистика говорит о том, что показатель аварийности в категории «начинающий водитель», по крайней мере в Петербурге, меньше полупроцента. В среднем по городу он составляет 0,4%, а в Ленинградской области - 0,3% от общего числа выпускников автошкол, прошедших через экзамены в ГИБДД. Любопытно, разница в показателе аварийности у выпускников ведущих школ города и школ с не очень хорошей репутацией может быть равна всего 1%.
Какими бы лукавыми ни были цифры, в абсолютных показателях выходит, что за минувший год самый негативный результат по соотношению количества аварий на количество выпускников, успешно сдавших на права, показало НОУДО «Автоакадемия» - 2,3%. Впрочем, если посмотреть на то, сколько именно было «аварийщиков» и хороших водителей, то выходит, что на статистику повлияли всего двое учеников из 88. В некоторых случаях и вовсе речь идет о единичных авариях с участием выходцев из той или иной школы, но в пересчете на проценты выходит, что, к примеру, ПУ № 107, СТК «Пулково» и ООО «Альфа» имеют «аварийность» на уровне 1%, 1,1% и 1,3% соответственно.
Также в числе аутсайдеров: Колпинский МУК - 1,7%; ВТУ ЖДВ РФ - 1,6%; НОУДО «Марстар» - 1,6%; НОУ «Транс-миссия» - 1,5%; ООО «Старт» - 1,4%; ЧОУПП «Питер-авто» - 1,4%; ООО «Скай» - 1,3%; ПУ №110 - 1,2%; ООО «Сестрорецкий СТК «ВИК» (г. Приозерск) - 1,25%; Университет МВД РФ - 1,15%; ООО «Балтик-стар» - 1,1%; НОУДО «Пятое колесо» - 1%; НОУДО «Кадр» - 1%; ООО «Приоритет» - 1%.
Без серьезных аварий отъездили ученики следующих автошкол: УК ГП ПАСС, ГВПЦ «Дзержинец», ГБОУ СОШ № 4 КУСТО, МУК Центрального района, Невский политех лицей, Пожспасколледж (№ 97), ПЛ № 57 ГБОУ НПО ПЛПТ СПб, ПУ № 96, Фрунзенский МУК, школа № 466, В. О. РСТЦ ДОСААФ, СТК «Электросила», Академия ППО, ВИ ВВ МВД России, ГОУ ВПО «ИФСБ РФ», Институт экон. и права, МВАА, НОУ «Метроном», ПГУПС, СПБ ВУРЭ ПВО, НОУ «Лицей», НОУДО «Авто», НОУДО «Авто-Орбита», НОУДО «Старт», НОУДО «ШВВМ», НОУПП «Автогарвард», ООО «А/ш Невская», ООО «Курсор», ООО «Нева», ООО «Ритм», ООО «СЗТС», ООО «Триумф», ООО «Триа-Моторс», ООО «Центр РВНВ», ООО «ШВМ», ЧОУ «Автошкола АБВ», ЧОУ «Движение», ЧОУДПО «ЕОЦ», ЧОУДПО «Карз», ф-л ФГУ СПб УККАТ (г. Выборг), ООО «Пятое колесо» (г. Гатчина), СПб ГАУ (г. Гатчина), СПбПК (г. Колпино), НОУДО «Фина» (г. Всеволожск), ООО «Аляска» (г. Всеволожск), ООО «ВАН» (г. Всеволожск) и НОУН и ДПО Ломоносовская а/ш ОСТО.
Довольно большое количество аварий случилось по вине выпускников НОУДО «Ленинград». Они спровоцировали 46 ДТП. Но с другой стороны, и права благодаря этой автошколе получили рекордные 11 344 человека. Поэтому в процентном соотношении учреждение находится на среднегородском уровне с показателем аварийности в 0,4%. По данным аналогичной статистики, за 2010 год «ленинградцы» оказывались 71 раз виновными в ДТП с серьезными последствиями.
Довольно часто в ДТП за прошедший год попадали выпускники НОУДО «Ладога» - 22 аварии на 2482 владельца новеньких прав; ООО «Балтик-стар» - 19 ДТП на 1677 выпускников; ООО «Светланин дом» - 18 случаев на 4040 человек, и а/ш «Магистраль» - 15 виновников аварий на 2260 выпускников.
В Ленинградской области данные статистики в целом аналогичны городским показателям. С тем исключением, что в рейгинге региона одна автошкола выбивается из общего числа. Показатель аварийности из расчета на 1 закончившего киришскую школу «Вираж» составляет 10%. Однако эти впечатляющие результаты обеспечил учреждению один выпускник. Всего, по данным УГИБДД, за два последних года права через «Вираж» получили только 10 человек.
Более 1% аварийности еще у 12 компаний в Ленобласти, предлагающих услуги по обучению вождению: Тосненский ГБОУ СПО ЛО «ТПТ» - 2,2% (1 нарушитель); Киришский ООО «Лель ЛДТ» - 2%; приозерский ГБО УСПО ЛО; Мичуринский аграрный техникум - 1,9%; Пашская средняя школа - 1,7% (1 нарушитель); Тосненское ООО «За рулем» - 1,6%; ГБОУ СПО «КПТ» из Кингисеппа - 1,3%; Волховская школа ТРИО - 1,2%; Волховское ПУ №24 - 1,1%; Кировское ООО «Калина» - 1,1%; Волховский колледж ТС - 1%; Кировское ООО ВАД - 1% (1 нарушитель).
По количеству аварий в абсолютном показателе антирекорд в Ленобласти у ООО «Тутти» и Тихвинской технической школы: по 8 ДТП при 1174 и 1569 выпускниках соответственно. 7 аварий произошло по вине водителей, подготовленных волховской автошколой ОСТО (всего в ней получили права 1183 человека), 6 – из-за выпускников гатчинского РОСТО (1682), по пять аварий зарегистрировано у бывших учеников ООО «Шанс-Инк» (730 выпускников) и ООО «Вираж» из Тосно (599 учащихся).
Отметим, что, по данным всероссийской статистики, которую на прошлой неделе озвучило МВД РФ, на долю водителей-«чайников» в 2012 году пришлось 15,7% ДТП. Причем начинающие шоферы в прошедшем году оказывались участниками аварий на 11% чаще, чем в 2011 году.
Статистика МВД говорит о том, что новички за рулем даже опаснее пьяных водителей. Ведь, по данным ведомства, те, чей стаж не превышает 3 лет, спровоцировали в 2012 году 28 тысяч ДТП, а нетрезвые - лишь 12,8 тысячи происшествий. Хотя очевидно, что пьяный водитель представляет более серьезную опасность на дороге. Нетрезвые за рулем становятся виновниками поистине страшных аварий, в которых гибнут люди.
Тем не менее к начинающим водителям, возможно, вскоре будут относиться довольно жестко. Так, Общественная палата по безопасности дорожного движения уже предложила ограничить права «чайников», запретив им садиться за руль по ночам и развивать скорость больше 40–50 км/ч. В ГИБДД эту идею поддержали, предложив также дополнить запреты для водителей с небольшим стажем ограничением на выезд на скоростные дороги, а также на улицы в часы пик.
Также говорят о том, чтобы усложнить теоретическую часть экзамена на права. Предлагается ввести вопросы с двумя или тремя правильными ответами.
Пока, напомним, только что получившим права участникам движения вменяется в обязанность лишь обозначать свое транспортное средство желтой наклейкой с восклицательным знаком.
Зато начинающие водители сталкиваются с дополнительными финансовыми затратами. Так, страховые рассчитывают стоимость полиса ОСАГО для тех, чей стаж не превышает 3 лет, по самому высокому коэффициенту – 1,7.