Верховный суд России оставил в силе основанный на вердикте присяжных оправдательный приговор Санкт-Петербургского городского суда президенту Федерации вольной борьбы Петербурга предпринимателю Владимиру Кулибабе, обвинявшемуся в организации убийства генерального директора охранного предприятия «Каскад» Вадима Чечеля. Также оставлен в силе оправдательный приговор второму бывшему обвиняемому в этом деле, таксисту Николаю Борисову.
Таким образом, пока остаётся без ответа главный вопрос: кто заказал киллеру Александру Дружинину убить 24 апреля 2008 года Вадима Чечеля? Теперь разобраться в этом вновь предстоит Главному следственному управлению Следственного комитета РФ по Петербургу, куда это дело будет по второму разу направлено Верховным судом РФ.
Принятое 4 марта коллегией Верховного суда решение фактически перечёркивает уже вступивший в законную силу обвинительный приговор Санкт-Петербургского городского суда в отношении Олега Гырзина, бывшего охранника Владимира Кулибабы. Гырзин, напомним, был осуждён за соучастие в организации убийства Вадима Чечеля, совершённое им по указанию Кулибабы.
Теперь уголовное дело в отношении него может быть возобновлено по вновь открывшимся обстоятельствам, где Гырзину придётся объяснить следствию, почему он давал ложные показания в отношении своего бывшего шефа. Не исключены также процессуальные претензии со стороны Кулибабы к, как выяснилось, оговорившим его Олегу Гырзину и киллеру Александру Дружинину. Впрочем, у последнего в связи с этим проблем будет намного меньше – когда его осудили за убийство Вадима Чечеля, он ещё не вспомнил, что совершил это преступление по указанию Владимира Кулибабы.
По поводу дальнейших процессуальных событий, которые могут произойти с Олегом Гырзиным и Александром Дружининым, сегодня можно лишь строить предположения. Но совершенно очевидно одно: повторно привлечь Владимира Кулибабу и Николая Борисова к уголовной ответственности за организацию убийства Вадима Чечеля невозможно. Это прямо запрещает Уголовно-процессуальный кодекс.
Зато теперь у следствия появляется второй шанс раскрыть главную интригу этого преступления: кто же то не установленное следствием лицо, в интересах которого убили Вадима Чечеля? Средства массовой информации, напомним, неоднократно обращали внимание: Чечель погиб за несколько дней до свадьбы. Он собирался жениться на петербурженке Марии Щербаковой, у которой есть общий ребёнок с бывшим главой Олимпийского комитета России Леонидом Тягачёвым, чьим помощником был в то время Владимир Кулибаба.
Рассмотрение оправдательного приговора Владимиру Кулибабе и Николаю Борисову Верховным судом РФ произошло по инициативе прокуратуры Санкт-Петербурга – кассационное представление подписала старший прокурор отдела государственных обвинителей Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами городской прокуратуры Светлана Ефименко. Именно она проиграла этот процесс представлявшим интересы Владимира Кулибабы и Николая Борисова известным петербургским адвокатам Юрию Новолодскому и Александру Афанасьеву соответственно.
Основным доводом кассационного представления городской прокуратуры были якобы допущенные адвокатами бывших подсудимых – прежде всего Юрием Новолодским – многочисленные нарушения УПК РФ. По мнению Светланы Ефименко, адвокаты на протяжении всего процесса нарушали Уголовно-процессуальный кодекс, донося до коллегии присяжных ту информацию, которая не должна обсуждаться в их присутствии. Прежде всего речь идёт об имевшем место, по мнению прокурора, оглашении личных сведений, характеризующих подсудимых с положительной стороны, а свидетелей обвинения – с отрицательной.
Кроме того, Светлана Ефименко заявила в кассационном представлении о том, что председательствовавший на процессе судья Санкт-Петербургского городского суда Аркадий Кургузов ограничил её права в процессе. Ограничение прав прокуратуры якобы выразилось в том, что судья не позволил гособвинителям озвучить вопросы к Владимиру Кулибабе после того, как тот отказался отвечать на них.
Владимир Кулибаба обвинялся в организации убийства по найму (часть 3 статьи 33 и пункт «з» части 2 статьи 105 УК РФ) и в незаконном обороте оружия, с помощью которого было совершено преступление.
Вадим Чечель был убит несколькими выстрелами в упор 24 апреля 2008 года у дома №29 по Фурштатской улице. В этом доме он проживал со своей невестой Марией Строгановой (у них была запланирована свадьба) и её сыном, отцом которого является бывший глава Олимпийского комитета России, а ныне член Совета Федерации Леонид Тягачев («Фонтанка» подробно описывала эту ситуацию). Владимир Кулибаба в то время занимал пост помощника Тягачёва в Олимпийском комитете.
В 2009 году непосредственный исполнитель этого убийства Александр Дружинин был приговорен Санкт-Петербургским городским судом к 20 годам лишения свободы за совершение этого и других преступлений.
В октябре 2011 года Санкт-Петербургский городской суд признал виновным ещё одного участника убийства Чечеля — Олега Гырзина, бывшего охранника Кулибабы. Гырзин полностью признал свою вину, раскаялся и оказал содействие следствию, в связи с чем получил очень мягкий приговор — 8 лет условного лишения свободы. Гырзин передавал киллеру оружие и показывал ему дом, в котором проживал покойный Чечель.