Постановление Конституционного суда по делу о «законе о митингах» обещает стать самым длинным в истории КС. Судьи начали зачитывать его сегодня в 10 утра и только недавно достигли середины. Как передает корреспондент «Фонтанки», документ составляет 105 страниц. При этом председатель Конституционного суда не смог полностью зачитать его: спустя час после начала выступления Валерия Зорькина микрофон был передан зампредседателя КС Сергею Маврину, теперь же документ озвучивает судья Ольга Хохрякова.
Напомним, поводом для рассмотрения дела в Конституционном суде стали депутатский запрос и жалоба оппозиционера Эдуарда Лимонова на закон о митингах в его июньской редакции, легализовавший миллионные штрафы и обязательные работы за нарушения в организации массовых мероприятий. Два обращения в КС, напомним, были объединены в одно дело.
Группа из 102 депутатов Госдумы от КПРФ и «Справедливой России» обратилась в КС еще в июле, спустя месяц после того, как скандальный закон был принят. Парламентарии попросили проверить на соответствие Конституции и весь документ в целом, и отдельные его положения. Претензии думцев были разделены на три группы. Во-первых, они пожаловались на то, что закон прошел через нижнюю палату с грубейшими нарушениями внутреннего регламента. Его подписали в рекордно короткие сроки – за 26 дней, тогда как при соблюдении всех правил процедура должна была длиться около четырех месяцев. Такие «успехи», по мнению авторов заявления, были достигнуты благодаря тому, что лоббировавшие документ единороссы пренебрегли необходимостью согласовать его с регионами. Закон был принят во втором и третьем чтении одновременно, хотя это возможно, только если у депутатов на руках есть окончательный текст проекта.
Вторая часть думских жалоб посвящена тому, что оспариваемые нормы не соответствуют конституционному принципу соразмерности наказания. Депутаты напоминали, что штраф для граждан за нарушение антимитингового законодательства повысился с 5 до 300 тысяч рублей, для должностных лиц – до 600 тысяч рублей. «При этом средняя заработная плата в России на момент принятия нового федерального закона составляла чуть более 25 тысяч рублей», – отмечали парламентарии. Они также были недовольны обязательными работами продолжительностью до 200 часов, введенными в качестве наказания за нарушения закона о митингах. «Такое приближенное по продолжительности к уголовному наказанию регулирование ничем не обосновано и является чрезмерным», – полагали левые. Сетовали они и на «фактическое введение разрешительного порядка проведения мероприятий», «ликвидацию пикетирования как свободы на реализацию права мирных собраний».
Нашли думцы и затаившуюся в законе правовую неопределенность. Они заинтересовались, что такое «неоднократный отказ от выполнения обязательных работ», «неоднократный невыход на обязательные работы без уважительных причин», нарушения «установленного порядка проведения мероприятий», прописанные в документе.
Жалоба Лимонова к «антимитинговому» закону была направлена в КС в октябре, однако ее присоединили к думскому запросу. Претензии писателя и лидера «Другой России» менее глобальны, чем депутатские. Оппозиционера не устроил только один пункт документа, согласно которому организовывать митинги лишились права граждане, два или более раза привлекавшиеся к административной ответственности за нарушения в организации подобных мероприятий. Лимонова оштрафовали из-за этого на 12 тысяч рублей еще в июле, когда документ был только принят. Таким образом, как полагает заявитель, нормативному акту неправомерно придали обратную силу. Ведь его действие фактически распространили на июньскую и майскую акции, проводившиеся по старому законодательству. «Обжалуемая норма умаляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования», – отмечается в обращении писателя.