Путешественники, чья поездка была сорвана из-за несвоевременного оформления виз, получили от туристического агентства солидную компенсацию. Такое решение принял Санкт-Петербургский городской суд.
Конфликт разгорелся между агентством путешествий и экскурсий «Эклектика» и семьей Соколовых, забронировавшей путевку в Лондон и Эдинбург за 428 тысяч рублей. Турфирма помогла клиентам подать документы в Британский визовый центр, в том числе выполнила перевод и заполнила электронную заявку. Поскольку до отъезда на берега «Туманного Альбиона» оставался почти месяц, большинство членов семьи по предложению менеджера агентства оформляло обычную, а не срочную визу.
Однако в назначенный срок путешественникам не удалось получить визу, в результате чего тур был сорван. Вину за это Соколовы возложили на турфирму, которая не предупредила их о том, что поездка может не состояться из-за задержки виз, не проинформировала о необходимости подать документы на срочную визу и т.д. Руководство же агентства «Эклектика», не видя своей вины, отказалось возвращать уплаченную за путевку сумму. К тому же ее большая часть уже была израсходована на бронирование авиабилетов, гостиниц и т.д.
Суд, в который обратились несостоявшиеся туристы, пришел к выводу, что ни закон, ни договор не возлагает на агентство обязанность по предоставлению информации о порядке и сроках получения визы. К тому же туристы сами подавали документы в Британский визовый центр, проходили в нем дактилоскопирование (сдавали отпечатки пальцев), уплачивали консульский сбор и пр. Рекомендованный срок обращения за выдачей визы, указанный на официальном сайте посольства Великобритании, составляет три месяца до даты запланированной поездки. Также посольство предупреждает, что в течение трех недель рассматривается только 90 процентов заявлений на визы, еще 8 процентов желающий получить разрешение на въезд в Англию ждет до полутора месяцев и т.д. Эту информацию суд счел общедоступной. Даже если путешественники и не могли ее получить, то претензии, по мнению служителей Фемиды, следовало адресовать уполномоченной британским посольством организации (визовому центру), а не турфирме.
В то же время суд счел материальные претензии семьи Соколовых обоснованными. Выяснилось, что агентство своевременно не передало клиентам ваучеры, авиабилеты и другие необходимые для поездки документы, которые по закону должны вручаться не позднее чем за 24 часа до вылета. Сами сотрудники «Эклектики» пояснили, что, узнав о неготовности виз, по устному согласованию с туристами перебронировали билеты на более позднее число. Однако Соколовы отрицали, что давали такое согласие, никаких доказательств этого турагентство предоставить не смогло. Кроме того, не передав авиабилеты, фирма лишила путешественников возможности их сдать и получить назад стоимость перелета. Не доказала турфирма и понесенных на оплату гостиницы и иных расходов.
Удовлетворяя иск, суд взыскал с агентства «Эклектика» полную стоимость путевок, неустойку и штраф, а также компенсацию морального вреда. Общий размер выплат составил 1,3 млн рублей, то есть более чем в три раза превысил уплаченную за путешествие сумму.
Апелляционная коллегия, в которую обратилась не согласная с таким решением турфирма, сочла выводы первой инстанции законными и обоснованными.