Депутаты Госдумы приняли во втором чтении антитабачный законопроект. За проголосовало абсолютное большинство — 442 депутата. Только один народный избранник высказался против, и еще один — воздержался. Законотворцы, в конечном итоге, запретить в России дымить везде и всем так и не решились. Голосование не прошли те поправки, которые были внесены «антитабачным лобби». Так что в споре с сигаретами их противники скорее проиграли.
Депутатам дали пожевать
Обсуждение скандального антитабачного законопроекта во втором чтении в Думе начали с импровизированной дегустации. Депутат от ЛДПР Дмитрий Носов принес в парламент пакетик с жевательным табаком, так называемым «насваем». «Я сегодня у дворника купил пакетик насвая за 20 рублей», - признался Носов. Как сообщил народный избранник, он гораздо вреднее сигарет, но доступнее для подростков. «Мы должны убрать эту гадость из рук детей», - заявил Носов, попутно предлагая коллегам на себе убедиться в том, какой вред приносит этот заменитель сигарет.
Но спикер Госдумы Сергей Нарышкин предостерег Носова от распространения жевательных смесей в стенах парламента. «Только в зале не раздавайте», - просил глава нижней палаты.
Впрочем, даже визуальная демонстрация убедила коллег Носова в очевидном вреде жевательного табака. Поправку элдэпээровца о запрете на продажу насвая, а также аналогичного ему снюса, «достали» из списка рекомендованных к отклонению. Нарышкин выразил недоумение, почему эта важная поправка вообще попала в перечень ненужных. Оправдываясь, автор законопроекта - заместитель главы комитета по охране здоровья Николай Герасименко - сказал, что это произошло, скорее всего, по ошибке.
Коллеги же разглядели за этой «ошибкой» руку «антитабачного лобби», которое ратует за запрет классических сигарет, якобы, чтобы заработать на продаже аналогов (жевательных смесей, электронных сигарет, таблеток и пластырей с никотином и прочего). И дальше уже были настроены бороться скорее против него, нежели против вреда от лобби «табачного».
Так, к примеру, одобрение получила поправка, которая подразумевает запрет на продажу электронных сигарет. Они попали в опалу, равно как и любые предметы, имитирующие изделия из табака. В числе которых также оказались и жевательные резинки в форме сигарет или сигар.
Герасименко отметил, что отказ от стимулирования спроса на сигареты, который якобы несут предметы, имитирующие их, способен заставить курильщиков отказаться от привычки дымить.
С торговцами поступили мягче, чем с курильщиками
Не раздумывая долго, депутаты одобрили еще ряд поправок, которые территориально ограничивают желающих посмолить. Так, под запрет в качестве мест для перекуров попали лестничные площадки, лифты, холлы жилых домов, станции метро и остановки общественного транспорта (остается неясным механизм контроля за выполнением этих запретов).
Под запретом осталось курение в культурных, спортивных учреждениях, больницах.
Более того, регионам депутаты дали право устанавливать свои собственные некурящие зоны. В определенных местах местные власти могут теперь запрещать и курить, и продавать табачные изделия.
Самим решать, разрешить сотрудникам курить или запретить им поддаваться слабости, также предстоит и офисным начальникам. Полный запрет на курилки в бизнес-центрах депутаты, несмотря на отдельные предложения, вводить не стали. Но учли возможность работодателей стимулировать сотрудников отказываться от привычки, правда, с оглядкой на трудовое законодательство.
Но если права любителей табака депутаты «урезали» довольно существенно, то с торговцами им поступили значительно мягче. Депутаты после «бунта» киоскеров, которые опасались, что окажутся без выручки после запрета на реализацию табака для торговых точек по площади меньше 25 метров, решили такую поправку не вносить.
Продавать табак, как и прежде, смогут и большие магазины, и киоски, и даже автолавки. Разница лишь в том, что им придется убрать красочный сигаретный ассортимент под прилавок. А на обозрение покупателям выставить лишь черно-белый прейскурант без каких-либо картинок.
Без перекура не обошлось
Все поправки к антитабачному закону думцы в один прием рассмотреть не смогли. Для курящих депутатов в заседании был объявлен перерыв. После перекура парламентарии приняли рамочную поправку о необходимости согласования социальной рекламы, направленной на пропаганду отказа от курения, с Минздравом. А также вскользь обсудили вопросы курения в кино и на телевидении.
Запретить курить волку из «Ну, погоди!», а также Глебу Жеглову и Шерлоку Холмсу, к счастью, в рамках второго чтения никто из депутатов не предлагал. Только борец с насваем Дмитрий Носов предложил запретить курить положительным героям во вновь создаваемых произведениях кино и телеискусства.
Но его поправку коллеги сочли преждевременной. И, из уважения к сценаристам, режиссерам и актерам, отклонили.
P.S. Захотелось выпить
Возможно,«антитабачный закон», как надеются депутаты, в итоге и приведет к тому, что 15 млн курящих жителей России затушат сигареты. Но сами депутаты признались, что обсуждение этой животрепещущей темы оказало на них совсем другой эффект.
Уже на обсуждении другого «антигреховного» законопроекта — о запрете гей-пропаганды, депутат от ЛДПР Владимир Овсянников рассказал: «Подошел ко мне после голосования по курению один депутат, сказал, что 20 лет не курил, но после обсуждения сразу захотелось сигаретку». «А я сам не пил уже много лет, но думаю, что сейчас пропущу рюмочку коньяку», - завершил выступление депутат.
Маша Могилевская, «Фонтанка.ру»