Министерство культуры РФ требует запретить размещение наружной рекламы на памятниках истории и культуры.
Действующее законодательство содержит противоречивые нормы в этом вопросе. С одной стороны, в установке рекламных конструкций должно быть отказано, если выявлено нарушение требований законодательства об объектах культурного наследия. Но оно, в свою очередь, прямых норм по вопросу размещения рекламы не содержит. С другой стороны, законодательно гарантируется неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия, запрещается хозяйственная деятельность в пределах установленной зоны охраны, допускается особое регулирование на территории исторических поселений и т.д.
В Минкультуры убеждены в недостаточности таких норм. Ведь размещение рекламы на конструктивных элементах архитектурных ансамблей приводит к изменению их облика и влияет на устойчивость и сохранность объектов.
«Отсутствие прямого запрета установки наружной рекламы на конструкциях объектов культурного наследия приводит к необходимости органам местного самоуправления ... мотивированно доказывать (зачастую в ходе судебного процесса) законность принятия решения об отказе в выдаче разрешения, – убеждены чиновники. – При этом однозначной судебной практики в пользу законности принятых решений не сложилось».
Разработанный Минкультуры законопроект вводит прямой запрет на распространение наружной рекламы на конструктивных элементах памятников федерального, регионального и местного (муниципального) значения, в том числе входящих в ансамбли. В то же для театров, цирков, концертных залов и иных подобных учреждений делается исключение: на их зданиях могут рекламироваться (например, в виде афиш) культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия.