За сутки новый глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Буренин провел молниеносную операцию, показав, каким теперь будет подход к проведению конкурсов. В итоге отменены все заказы на текущий ремонт в 2013 году, а «Мостоотряд-19» может лишиться контракта на 3,8 млрд.
За сутки новый глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрий Буренин, который до этого держался в тени на фоне громких тендерных скандалов, провел молниеносную операцию, в ходе которой он показал, какими теперь будут подход к проведению конкурсов и контроль за работой подрядчиков. В итоге отменены все заказы на текущий ремонт в 2013 году, а компания «Мостоотряд-19» может лишиться контракта на 3,8 млрд.
Дмитрий Буренин был назначен на пост главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры 25 декабря. До этого его деятельность никак не была связана с дорогами и развязками, и поэтому первое время он только входил в курс дела, не пытаясь рубить с плеча. В частности, разрешил своему заму подписать конкурсную документацию на текущий ремонт на общую сумму в 4,8 млрд, подготовленную перед его приходом. Позволил конкурсной комиссии под председательством первого зампреда Владимира Шмидта подвести итоги четырех тендеров на общую сумму в 12 млрд накануне Нового года, хотя это должны были сделать в третьей декаде января.
Между тем ситуация с конкурсами ведомства стала приобретать черты форменного скандала: сначала подрядчики, проигравшие в этих четырех тендерах, завалили ФАС жалобами, потом заявления на только что объявленные конкурсы подал известный блоггер Алексей Навальный. Ядра этой антимонопольной войны уже пролетали мимо окон кабинета Буренина, и пора было что-то делать, чтобы они не залетели на стол и не разнесли его в щепки.
Всю операцию Дмитрий Буренин провел за сутки. Сначала вечером в среду он поручил своим подчиненными отменить конкурсы на текущий ремонт дорог, так как, по его словам, обнаружил, что там отсутствует такой важный момент, как обоснование цены контракта. Тем самым он обозначил, каким теперь будет подход к проведению конкурсов. А затем в четверг встретился с подрядчиками и показал им, каким теперь будет подход к исполнению контрактов.
На встрече планировалось подписать контракты с победителями четырех тендеров на 12 млрд, три из которых достались «Мостострою-6» и один – «Мостоотряду-19». Предваряя ее, Дмитрий Буренин сказал, что теперь подписание контрактов всегда будет происходить публично, в присутствии журналистов. «Налогоплательщики города через бюджет доверяют подрядчикам значительные суммы. Это особенно важный момент, так как на эти деньги можно было бы построить больницы, детские сады, школы», – объяснил он такой шаг.
В его вступительной речи, которая была больше похожа на программу действий, было сказано о намерении бороться с практикой несоблюдения сроков возведения объектов. Кроме того, он будет добиваться, чтобы все работы выполнялись в соответствии с проектом – еще одна проблема последних лет, из-за которой объекты впоследствии не принимаются в эксплуатацию. Резюмируя суть выступления в телеграфном стиле: теперь комитет будет работать в строгом соответствии с законом, чтобы аудиторам, к числу которых до недавнего времени принадлежал сам Дмитрий Буренин, было не к чему придраться.
Слушая это выступление, наш корреспондент всматривался в глаза гендиректора «Мостостроя-6» Антона Новикова и «Мостоотряда-19» Сергея Барчевского. Но ничего особенного, кроме фразы: «Слышали, проходили», в них не читалось. Однако Дмитрий Буренин не замедлил перейти от слов к делу. «Мы планировали подписать сегодня четыре контракта, но подпишем только три. В соответствии с законом подрядчик должен представить финансовое обеспечение, однако "Мостоотряд-19" подал лишь гарантийное письмо от компании, что не является основанием для подписания контракта», – сказал он. А затем добавил: если в течение пятницы, 18 января, обеспечение представлено не будет, то тендер достанется участнику, занявшему второе место. То есть «Мостострою-6».
Теперь выражение лица Сергея Барчевского изменилось, что было неудивительно: впоследствии он признался, что был готов подписать контракт и о претензиях комитета ничего не знал. Но заверил, что речь идет о технических банковских проблемах, и поэтому обеспечение будет представлено в срок. Отметим, что речь идет о 25% от суммы контракта в 3,8 млрд рублей, то есть почти об одном миллиарде. «Мостоотряд-19» должен либо перечислить эту сумму и фактически заморозить до момента строительства развязки либо получить гарантию банка. Последняя практика более распространенная.
Видимо, весь остаток встречи Сергей Барчевский думал только о том, как за сутки получить гарантию на миллиард, и даже не смотрел, как его более удачливые коллеги из «Мостостроя-6» подписывают со Смольным контракт за контрактом. Сначала на развязку на пересечении Обуховской Обороны и Обводного канала за 3 млрд, потом – на путепровод в Репино за 2,1 млрд, а в довершение – на развязку на пересечении Пискаревского проспекта и проспекта Непокоренных за 3 млрд.
Подписание каждого документа предваряло выступление проектировщиков, которые рассказывали, что именно появится на этом месте за такие деньги. А Дмитрий Буренин в паузах продолжал декларировать свои январские тезисы. Так, например, он рассказал, что комитет будет бороться с еще одним явлением последних лет, когда подрядчики выходят на объект, огораживают стройплощадку, но ничего не делают, нарушая графики. Кроме того, по его словам, теперь при подведомственной комитету Дирекции транспортного строительства будет создана специальная служба, которая будет следить за исполнением контрактов. Поручение создать такую службу дал лично губернатор Георгий Полтавченко.
Первые результаты его выступлений были видны уже к концу встречи. «Хотелось бы заверить налогоплательщиков и уважаемого заказчика, что все объекты будут построены в срок и в надлежащем качестве», – четко уловив смысл буренинских тезисов, сказал гендиректор «Мостостроя-6» Антон Новиков. А глава «Мостоотряда-19» ничего не сказал. Он поспешил решать вопрос с финансовым обеспечением.