Установленный правительством России порядок взимания утилизационного сбора не противоречит законодательству, конституционным принципам и международным соглашениям. К такому выводу пришел Верховный суд России.
Жалобу о незаконности действующей методики исчисления сбора подал гражданин Виктор Мещеринов. В частности, по его мнению, размер сбора не может превышать фактических затрат на утилизацию автомобилей, а ставки не должны зависеть от объема двигателя, поскольку данный параметр не связан с расходами по уничтожению «автохлама». Отказ в регистрации автомобилей при отсутствии в его паспорте (ПТС) отметки об уплате сбора Виктор Мещеринов расценил как нарушение конституционного права на распоряжение собственностью. Кроме того, заявитель счел недопустимым вменение функций взимания сбора Федеральной таможенной службе (в том числе в отношении отечественных автомобилей), а ставки любого налогового платежа, по утверждению заявителя, должны устанавливать исключительно федеральным законом.
Юристы Министерства промышленности и торговли РФ и Федеральной таможенной службы, которых правительство России уполномочило отстаивать принятое им постановление в суде, отвергли доводы Виктора Мещеринова. Позицию чиновников поддержала и Генеральная прокуратура РФ.
Служители Фемиды также не нашли оснований для признания утилизационного сбора незаконным. Он, согласно вынесенному решению, не является налоговым платежом, а потому на него не распространяется требование статьи 57 Конституции России. Равно как обоснованным суд счел и определенные правительством России размер и методику расчета ставок сбора. «Такие критерии, как вид и категория колесных транспортных средств, объем двигателя, относятся к физическим характеристикам колесного транспортного средства, т.е. к факторам, оказывающим влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, – констатировала судья Валентина Емышева. – Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение».
Напомним, что утилизационный сбор был введен с 1 сентября минувшего года. Его обязаны уплачивать производители и импортеры всех новых транспортных средств (паспорта которых оформлены после указанной даты). При последующей перепродаже автомобиля контроль за уплатой возлагается на ГИБДД. Ставки зависят от категории и рабочего объема двигателя транспортного средства. Например, за легковой автомобиль с мотором объемом до 1 литра нужно заплатить 17,2 тысячи рублей, от 2 до 3 – 26,8 тысячи и т.д. Сбор для некоторых тяжелых грузовиков может составлять 5 и более миллионов рублей.
Верховный суд России подтвердил законность взимания утилизационного сбора
ПО ТЕМЕ