Конституционный суд признал не противоречащим Основному закону страны федеральный закон «О выборах губернаторов». В частности, КС не усмотрел никаких нарушений действующего законодательства в необходимости кандидатам на пост главы региона заручаться поддержкой муниципальных депутатов, чтоб зарегистрироваться в качестве кандидатов, а также в необходимости проходить консультации у президента страны.
Как передает корреспондент «Фонтанки», позиция КС касаемо муниципального фильтра такова: законодатель вправе устанавливать различные формы участия в этой процедуре (то есть, регистрации кандидата на пост губернатора) как субъектов публичной власти (президента страны, муниципальных депутатов), так и граждан.
Также КС постановил, что федеральный законодатель располагает правом предусматривать специальные предварительные условия, которые позволяют исключить из избирательного процесса участников, не имеющих достаточной поддержки избирателей. Таким условием суд считает муниципальный фильтр, который обязывает кандидатов на пост губернатора собрать определенное количество подписей муниципалов (для Петербурга — 10%).
Кроме того, Конституционный суд отметил, что проведение президентом страны консультаций с политическими партиями и кандидатами на должность губернатора не является обязательным элементом механизма выдвижения и регистрации кандидатов на соответствующую должность. Данная процедура носит консультативный характер и не нарушает принцип демократии разделения власти.
Напомним, что в ноябре депутаты Думы от фракции КПРФ и «Справедливая Россия» обратились в Конституционный суд с просьбой проверить, соответствует ли Основному закону страны новый нормативный акт о губернаторских выборах. Парламентариев, прежде всего, смущал «муниципальный фильтр» – необходимость для будущих кандидатов на губернаторский пост заручиться поддержкой от 5 до 10% муниципальных депутатов своего региона.
При этом думцы насчитали в документе даже не один, а целых три «избирательных ценза». Первым является, собственно, требование собрать подписи муниципальных депутатов, а также избранных глав муниципальных образований. Вторым – необходимость получить подписи районных парламентариев и представителей городских округов: она также прописана в законе. Наконец, такая поддержка должна быть оказана выдвиженцу на должность губернатора «не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ».
«Неясно, идет ли речь о трех четвертях от каждого из названных видов образований или достаточно трех четвертей от общего количества районов и городских округов», - недоумевали депутаты в запросе в КС. Так или иначе, все три ценза играют на руку «Единой России», которая имеет в среднем по стране более 65% депутатов и глав местного самоуправления.
Избирательные цензы, по мнению обратившихся в КС, не только «обслуживают режим господства одной политической партии», но и имеют коррупционную составляющую, «открывая новый канал купли-продажи подписей».
Парламентарии указали на то, что включение муниципальных депутатов в региональный избирательный процесс противоречит статье 12 Конституции, гарантирующей, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Поправки же в закон о губернаторских выборах, по сути, означают «вторжение» муниципалов в дела администраций более высокого уровня.
Наконец, недовольны коммунисты и справедливороссы тем, что консультации с политическими партиями, выдвигающих кандидатов на должность глав регионов, должен проводить президент РФ. Таким образом он «вмешивается во внутренние дела политических партий», полагают авторы жалобы.
Всего депутаты насчитали 11 статей Основного закона, которые ставятся под сомнение поправками к закону о губернаторских выборах. Под запросом в КС оставили свои подписи 109 парламентариев (это больше 1/5 состава Госдумы, которая необходима для того, чтобы подписывать обращения в Конституционный суд).