Дефицит топлива на оптовом рынке, который привел к значительному росту цен на топливо летом-осенью 2012 года, миновал. Теперь у оптовиков горючего в избытке, и цены на него пошли вниз. Розничный рынок пока не отреагировал на происходящее, однако эксперты ожидают снижение цен на АЗС еще до конца года. Насколько существенным оно может быть, выясняла «Фонтанка».
Снижение розничных цен на топливо на этой неделе было зафиксировано во многих регионах страны, кроме севера, Москвы и Петербурга, сообщает Росстат. В среднем, на российских АЗС бензин и дизтопливо подешевели на прошедшей неделе на 1,2%.
Однако аналитики полагают, что это только первая ласточка. Ведь снижение на оптовом рынке - гораздо существеннее. Так, по данным агентства «ОМТ-Консалт», на спотовом рынке нефтепродуктов Петербурга и Ленобласти снижение по некоторым сортам топлива превысило 3,5%. Существеннее всего подешевел бензин Аи-92 — на 1112 рублей за тонну. Также больше 1 тысячи рублей за тонну «скинул» Аи-95.
Эксперты связывают снижение цен со стабилизацией работы основных топливных предприятий Северо-Запада, в том числе с завершением профилактических работ на заводе «КИНЕФ» в Киришах. Сейчас рынок больше не находится под давлением дефицита, поэтому ставки на продукцию планомерно снижаются.
Упасть в стоимости еще сильнее топливу не дают трейдеры и владельцы АЗС. Первые отказываются от покупки серьезных объемов нефтепродуктов на снижающемся рынке, вторые — закупив бензина впрок, не хотят менять цены в рознице, пока не распродадут запас, приобретенный по более высоким ставкам.
В Нефтяном клубе Петербурга полагают, что розничные цены на АЗС в первую очередь начнут снижать независимые заправщики, которые за несколько ближайших дней распродадут купленный по старым ценам бензин и выставят в продажу новый — соответственно, более дешевый. Они также захотят привлечь тех клиентов, которых потеряли из-за ценовой политики вертикально интегрированных нефтяных компаний. Последние, напомним, пользуясь дефицитом на рынке топлива, летом и осенью этого года стали уклоняться от заключения прямых договоров на поставку бензина с независимыми операторами, в связи с чем цены на опт серьезно повысились. Владельцы заправок, не имеющие доступа к ресурсам, вынуждены были повысить стоимость нефтепродуктов и в рознице. А ВИНКи на своих АЗС некоторое время торговали по старым ценам, привлекая дополнительных клиентов.
Впрочем, вскоре цены на всех заправках фактически сравнялись. Средняя цена за АЗС Петербурга сейчас, по данным того же Росстата, установилась на уровне 28,57 рубля за литр Аи-92, 31,1 - за литр Аи-95 и 31,05 — за литр дизельного топлива.
В Нефтяном клубе Петербурга снижение стоимости топлива связывают также с сезонным падением спроса на него. Специалисты отмечают, что ближе к новому году темпы снижения цен могут замедлиться. Также аналитики полагают, что удешевление топлива на розничном рынке не будет равнозначно его подорожанию за последние несколько месяцев. Скорее всего, отскок не перейдет пределы 1 рубля по литру Аи-95. (Отметим, что ставки на этот вид нефтепродукта уже начали снижаться у ряда независимых операторов: за последнюю неделю на некоторых городских АЗС было замечено снижение в пределах 50 копеек на литр).
В следующем году, прогнозируют участники рынка, стоимость бензинов будет повышаться. Очередную индексацию заправщики ждут по традиции весной.
Напомним, что в 2012 году цены на бензин и дизтопливо в столице и Петербурге выросли на 28-30%. Осенью эксперты прогнозировали рост еще на 5-10%. По предварительным данным, стоимость популярного сорта Аи-95 должна была составить 32,5-33 рубля за литр (на практике этого не произошло).