Верховный суд отменил ранее принятое горсудом Петербурга решение о незаконности требования сотрудников спецстоянок к владельцам транспортных средств оплачивать расходы по эвакуации перед тем, как забрать автомобиль. Суд согласился с позицией городских властей, которые уверяли, что если отменить это правило, то заставить провинившихся автомобилистов заплатить за вывоз и хранение автомобиля можно будет только через суд.
Как стало известно «Фонтанке», накануне Верховный суд отменил принятое в конце августа решение городского суда Петербурга о незаконности взимания платы с автолюбителей перед возвращением им их собственности. Напомним, что депутат от фракции «Яблоко» Александр Кобринский доказал городской Фемиде несоответствие федеральному законодательству правила: сначала заплати, а потом забери машину. Депутат указывал на презумпцию невиновности каждого автолюбителя и обязанность властей доказать его вину в нарушении правил парковки, а уж затем только требовать деньги.
Однако в тот раз суд не принял его жалобу также касаемо уплаты автолюбителем, вина которого еще не установлена, в том числе и за содержание транспорта на штрафстоянке. Поэтому народный избранник решил обжаловать это постановление в Верховном суде.
Высший орган судебной власти, впрочем, вынес решение, которое разочаровало защитника прав автолюбителей. «Это судебное постановление основано не на праве, а на соображениях удобства для чиновников и эвакуаторщиков, - сообщил «Фонтанке» Кобринский. - Представители губернатора в процессе открытым текстом говорили о том, что если удовлетворить мой иск, то заставить автомобилистов платить за эвакуацию будет очень сложно. Компаниям-владельцам спецстоянок придется нанимать юристов и судиться с теми, кто не захочет оплачивать задержание своей машины».
Также депутата очень удивила позиция властей и прокуратуры, которые, по его словам, сошлись на том, что признать владельца эвакуированной машины совершившим административное правонарушение можно и до подписания протокола. «Если этот пассаж моих оппонентов войдет в мотивировочную часть суда, то я однозначно обращусь в кассационную инстанцию суда, - заявил Кобринский. - Более того, привлеку к процессу уполномоченного по правам человека».
Напомним, что Александр Кобринский был одним из авторов многочисленных поправок к городскому закону о платной эвакуации, который начал действовать в Петербурге 1 июля 2012 года. Депутат во время рассмотрения на тот момент еще проекта правового акта предлагал предусмотреть возможность автовладельца оплачивать «услуги» по эвакуации уже после вынесения в отношении него протокола об административном правонарушении. Однако коллеги не поддержали поправку народного избранника, и закон вышел в первоначальной редакции.
Кобринский, кстати, не единственный, кто оспаривает в суде нормы этого закона. Ранее, в конце ноября 2012 года, Верховный суд удовлетворил иск защитника прав автовладельцев Александра Холодова, оспаривавшего формирование тарифа на эвакуацию в Петербурге.
ВС решил, что в законе об эвакуации не может быть прописана норма прибыли для организаций, осуществляющих транспортировку и хранение автомобилей на спецстоянке. Теперь правозащитник пытается добиться пересчета стоимости задержания автомобиля. Отметим, на сегодняшний день она составляет 2700 рублей. Холодов уверен, что сумма должна быть вдвое ниже. Впрочем, власти города, устанавливающие этот тариф, с правозащитником не согласны.
Как уже сообщала «Фонтанка», после того как городские власти, приняв закон, переложили плату за эвакуацию неправильно припаркованных машин на плечи автовладельцев, темпы очистки улиц от автомобилей существенно возросли. По данным ГУП «Центр экономической безопасности», с июля по декабрь 2012 года в среднем в месяц в городе эвакуируют 10 тысяч 859 транспортных средств, в то время как до 1 июля, когда услуги эвакуаторщиков оплачивал город из бюджета, «норма» вывоза составляла около 6 тысяч машин в месяц.
Аналогичные условия (когда эвакуацию оплачивали автовладельцы) действовали в городе до 2008 года, однако тогда услуги эвакуаторщиков были оценены гораздо выше – в 3584 рубля. С 2008-го по 2012 год транспортировкой брошенных у обочин транспортных средств занимался город. Он ежегодно выделял на услуги эвакуаторщиков 200 миллионов рублей, или 2,7 тысячи рублей за задержание одной машины.
Верховный суд обязал платить за эвакуацию
ПО ТЕМЕ