«Фонтанке» стало известно об удивительном примере производственного брака, допущенного поставщиком составов для петербургской подземки. «Октябрьский электровагоноремонтный завод», входящий в концерн «Трансмашхолдинг», поставил в депо «Невское» 7 вагонов с колесами эллиптической формы. Теперь подземка в собственном цехе обтачивает эти колеса, чтобы сделать их такими, какими они должны быть. То есть круглыми.
Около месяца назад петербургский Октябрьский электровагоноремонтный завод поставил в депо «Невское», обслуживающее «зеленую» линию, семь вагонов. Они являются модернизированной версией модели 81-717/714, которая была разработана в конце 1970-х и которая до сих пор составляет основу парка питерской подземки. Формально ничего примечательного в этом событии нет: в первой половине этого года предприятие получило право на поставку 126 таких вагонов на сумму более 3 миллиардов рублей. Более того – часть составов, полученных по этим контрактам, уже успешно эксплуатируются ГУП «Петербургский метрополитен».
Однако с этими 7 вагонами произошла заминка, о которой некоторые собеседники «Фонтанки» говорят со смехом. При обкатке новинок работники подземки с удивлением констатировали, что колеса этих составов имеют отнюдь не круглую, а эллиптическую форму. Отметим: речь идет о незначительных отклонениях от круга, которые невозможно заметить визуально. Зато при большой скорости – около 50-60 км/ч – состав начинает вибрировать. Как говорят специалисты, если выкатить такие вагоны на линию и загрузить в них пассажиров, то люди, скорее всего, никакой вибрации не почувствуют. Но зато рельсы будут изнашиваться быстрее.
«На 7 вагонах действительно было выявлено превышение допуска радиального биения по поверхности катания колеса по нормативному значению», – подтвердили информацию «Фонтанки» в московском концерне «Трансмашхолдинг», в который входит ОЭРВЗ. При этом в компании подчеркивают, что данный недостаток не является грубым дефектом и легко устраняется обточкой колеса. В ГУП «Петербургский метрополитен», в свою очередь, сообщили, что подземка заключила с ОЭРВЗ дополнительное соглашение, по которому колеса проходят обточку в ремонтном цехе при депо, а завод потом оплачивает эти работы.
По состоянию на 28 ноября, по информации «Трансмашхолдинга», 50% колес уже прошли через обточку. Более того, в компании уверяют, что после обнаружения вышеуказанных дефектов ОЭРВЗ усилил технологический контроль за параметрами колесных пар. Но нужно отметить, что, хотя формально поставщиком вагонов числится Октябрьский электровагоноремонтный завод, на самом предприятии фактически ведут только сборку составов. Кузов вагона производится на мытищинском заводе «Метровагонмаш». Колесную ось, к которой крепятся колеса, – тверское НПЦ «Система». А сами колеса штампует либо Нижнетагильский металлургический комбинат, либо Выксунский металлургический завод (Нижегородская область).
Напомним, что до того, как ОЭРВЗ выиграл в начале 2012 года тендер на поставку 102 вагонов, основным производителем составов для ГУП «Петербургский метрополитен» был петербургский завод «Вагонмаш». Впрочем, сотрудничество с ним тоже было не совсем гладким: в последнее время «Вагонмаш», который испытывает серьезные финансовые трудности, часто срывал поставку своей продукции. Так, 24 из 102 вагонов, которые теперь делает ОЭРВЗ, первоначально должен был построить именно этот завод. Однако, заключив контракт в середине 2011 года, «Вагонмаш» так и не произвел ни одного состава. На самом предприятии это объясняли отсутствием аванса со стороны города.
Хотя нельзя не заметить, что технических претензий к «Вагонмашу», связанных, например, с дефектами колесных пар, ни представители комитета по транспорту, ни ГУП «Петербургский метрополитен» никогда не выдвигали. Во всяком случае, официально.
Эллиптические колеса для питерской подземки
ПО ТЕМЕ