Не все мероприятия, предусмотренные «дорожной картой» Национальной предпринимательской инициативы, реализуются своевременно, а эффективность уже проведенных реформ пока не известна. Мониторинг хода выполнения программы по улучшению инвестиционного климата России представило Министерство экономического развития РФ.
«Дорожная карта» была утверждена премьер-министром Владимиром Путиным в конце 2011 года по итогам съезда «Деловой России». Она включает 22 проекта, направленных на упрощение, удешевление и ускорение процедур по ведению бизнеса. В настоящее время выполняются мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования, улучшению предпринимательского климата в сфере строительства, поддержки доступа на рынки зарубежных стран и экспорта, а также повышению доступности энергетической инфраструктуры.
По данным экономического ведомства большинство этих мероприятий реализуется в установленный программой срок. Исключение составляет ситуация в морских портах – по мнению предпринимательского сообщества, процедура «одного окна» фактически не работает, отмены государственного контроля на борту судна не произошло, а система электронного взаимодействия отсутствует.
В то же время и реализованные проекты «дорожной карты» пока не принесли положительного эффекта. Большинство из них заключается в разработке и принятии соответствующих нормативных актов, направленных на улучшение инвестиционной привлекательности России. Например, Министерству регионального развития РФ было поручено определить исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного и промышленного строительства. Соответствующий проект постановления уже разработан и внесен в правительство, хотя участники рынка высказали к нему существенные замечания, а фактический результат выполнения этого пункта «дорожной карты», по оценке Минэкономразвития РФ, «отсутствует до момента принятия и вступления в силу постановления».
Напомним, что сразу после инаугурации на должность президента (7 мая) Владимир Путин поставил перед правительством задачу к 2015 году вывести Россию на 50-ое место в ежегодно публикуемом Всемирным банком рейтинге Doing Business, а к 2018 – уже на 20-ую строчку. Для достижения этой цели наша страна должна подниматься минимум на 16 позиций в год.