0

Как рисовать каляки-маляки

Эрве Тюлле - детский автор и иллюстратор из Франции. Когда дети читают его книги, они могут и кричать, и петь. Книги эти можно трясти и читать хоть по 50 раз. Если это раскраски, то их не просто раскрашивают, а творят. Как создавать креативные каляки-маляки, Эрве показал на мастер-классе в Петербурге за день до зимы, а «Фонтанке» рассказал о своем подходе к творчеству.

Эрве Тюлле/Фото автора
Эрве Тюлле/Фото автора
ПоделитьсяПоделиться

Эрве Тюлле - знаменитый детский автор и иллюстратор из Франции. Он умеет играть с детьми. А уж когда дети читают его книги, они могут и кричать, и петь. Книги эти из толстой бумаги, и их можно – и даже нужно - трясти и читать хоть 50 раз. Если это раскраски, то их не педантично раскрашивают, а творят в них. Как создавать креативные каляки-маляки, Эрве показал на мастер-классе в Петербурге за день до зимы, а «Фонтанке» рассказал о своем подходе к творчеству.

...Иногда Эрве включает громкую музыку и не глядя берет карандаш. Так и рисует. Иногда даже не глядя на бумагу. Обладатель премии Международной книжной ярмарки в итальянском городе Болонья, уроженец Нормандии Эрве Тюлле эмоционален, артистичен, раскрепощен и умеет общаться при помощи звуков и жестов. Он непосредственен, как дети, с которыми постоянно общается.

ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться
ПоделитьсяПоделиться

На своих мастер-классах он быстро рисует каракули и спрашивает, нравится ли это детям. Те дружно отвечают «у-у-у», что, вероятно, означает «пардон, но не очень-то нам это все нравится, месье, мы и сами так умеем». И тогда он спрашивает, а есть ли желающие присоединиться к нему. Желающие тут же находятся, и он предлагает погоняться маленькому художнику карандашом за его каракулями, а потом гоняется карандашом за каракулями ребенка. Детям – весело. А из каракулей рождаются образы.

А еще можно изобразить разноцветные три глаза, шесть рук и еще со всех сторон ноги. На основе такого подхода, объясняет Эрве, можно создать детскую ролевую игру или книгу. Он признается, что хотел бы, чтобы его книги подвигали к творчеству не только детей, но и взрослых. Взрослые, которых собралось на вечернюю встречу в «Буквоеде» с Эрве куда больше, чем детей, эту идею поддержали и весьма успешно по просьбе Эрве изображали звуками дорожную пробку.

Такие игры - это и хороший актерский тренинг по интонации. Эрве показывает нам бабочку и просит выразить интонацией свое отношение к ней. С каждой следующей страницей книжки бабочка уменьшается или увеличивается. И интонация меняется, выражая отношение к чему-то малюсенькому, среднему или очень большому. Эрве, переворачивая страницы, дирижирует, и с помощью его бабочек или рыбок создается мелодия.

В его книгах можно рисовать, заниматься дизайном, строить целые миры из трафаретов. Книжка может попросить нажать на желтую кнопку-точку. Ты нажимаешь, переворачиваешь, а на следующей странице уже две желтые точки или, например, синяя. Для взрослого - вроде ничего особенного, но детей захватывает, а самые маленькие крохи легко запоминают цвета и счет.

Или вот корова стоит на крутом берегу. Как она переберется на другой? Перейдет по мосточку, ей проложат лесенку, она перелетит? «Для меня интересны и самые необычные, фантастические варианты перемещения коровы», - признается Эрве.

Такие игры дают возможность развить воображение, координацию, наблюдательность. Интерактивные рисовалки и веселилки развивают креативность, абстрактное мышление, чувство цвета, формы, пространства. Автографы, которые раздавал Эрве, тоже были креативные – для каждого читателя он изобразил индивидуальный рисунок.

Эрве Тюлле рассказывает:

- Когда я был студентом, я не хотел заниматься детской книгой, потому что меня заставляли. Вот таким голосом (он демонстирует интонацию сладкого голоса. - Прим. авт.) меня просили ими заниматься, и я, помнится, невзлюбил область детской книги. Но мне очень повезло с моей первой детской книжкой – в ней сформировался мой стиль. Я понял, что родители читали эту книжку и смеялись. И детям нравилось видеть взрослых, читающих эту историю и смеющихся. А история эта о том, как познакомились мама с папой.

По сути, у меня две жизни. В одной я одинок: я один в мастерской, в транспорте, наедине с собой записываю идеи в блокнот. В другой жизни я окружен людьми, преподаю в школах. Причем, когда я иду на занятие, я не знаю, чем конкретно буду заниматься в этот раз. Все основано на интуиции, чувствах, ощущении. И я сам многому учусь в контакте с детьми и учителями. Это общение вызывает настолько глубокие чувства, что заставляет меня творить.

Я не хочу спрашивать, что мы с детьми хотим нарисовать, - мы просто рисуем. Они не знают, что получится. И я не знаю. Я могу собрать две или три тысячи детей, разложить рулоны бумаги, и мы будем рисовать. Я скажу им: «Забудьте, что у вас карандаш. Пусть это будет машина, а вы путешествуете на ней по городу и рисуете улицы, людей, дома». Мне нравится импровизировать и не знать, что получится в итоге. Я всегда боюсь, но мне нравится это чувство. Импровизация дает глубину.

Как я рисую? Включаю громкую музыку, иногда подсвечиваю мольберт с обратной стороны и даже не вижу, что рисую. Рисую, следуя музыке.

Как появляются мои герои, если честно, я тоже не знаю. Это приходит с потоком энергии. Я верю в энергию. Я не верю в рисование как в работу. Мое занятие другого свойства – это такая болезнь, напряжение в приятном смысле слова. Интуиция мне подсказывает, что получится хорошо. Как только появляется идея – хочется ее воплотить. Книги – это как бутылка с посланием, как бумажный кораблик, который плывет к нам. Да, я перфекционист, но не в обычном понимании. Я рисую не методично, рисую быстро. И я сам в общении учусь больше, нежели передаю знаний...

Инга Земзаре, для «Фонтанки.ру»

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...