Несмотря на то что схему движения по набережной Макарова на время строительства «Спортивной-2» Смольный согласовывал в течение месяца, введение ограничений на данном участке все равно привело к огромным пробкам. «Фонтанка» решила выяснить, почему был выбран именно такой вариант схемы и какие еще идеи рассматривались чиновниками перед тем, как погрузить Васильевский остров во тьму транспортного коллапса.
Ограничение движения по набережной Макарова вступили в силу в ночь с 9 на 10 ноября. Сейчас на участке от Среднего проспекта до 8 - 9-й линий проехать по магистрали можно только в направлении «юг – север». Проезд в обратном направлении закрыт: ГАТИ выдало ордер до конца 2012 года, однако, скорее всего, он будет продлен до окончания строительства «Спортивной-2», то есть до середины 2015 года. Одновременно движение по двум улицам Васильевского острова было повернуто вспять: по 2 - 3-й линиям теперь можно проехать в направлении «Большой – Макарова», а не наоборот, как раньше, а по 4 - 5-й – в направлении «Макарова – Большой».
В Смольном эту схему согласовывали около месяца – с того момента, как вице-губернатор Сергей Козырев запретил «Метрострою», который и возводит «Спортивную-2», полностью перекрывать набережную Макарова. Количество ведомств, которые участвовали в этих многочисленных обсуждениях, впечатляет: это и профильный комитет по развитию транспортной инфраструктуры, и комитет по транспорту, и комитет по транспортно-транзитной политике, и ГАТИ, и ГИБДД, и сам «Метрострой».
Ожидалось, что этот мозговой штурм даст наиболее оптимальную схему, которая минимизирует пробки на Васильевском острове. Ведь в конце октября у него уже отрезали одну транспортную руку, когда начался капитальный ремонт Дворцового моста: сейчас из шести полос для движения транспорта на переправе открыты только две. Однако в итоге получилось, что после введения ограничений на Макарова Васильевский лишился не только второй руки, но и обоих ног: утром и вечером понедельника 12 ноября все ключевые магистрали острова на карте сервиса «Яндекс.Пробки» были окрашены исключительно в красный цвет.
В связи с этим «Фонтанка» решила выяснить, почему была выбрана именно эта схема организации движения и почему, например, Макарова не сделали односторонней в направлении «Уральская – центр». Отвечая на этот вопрос, в комитете по развитию транспортной инфраструктуры заметили, что ключевой причиной стало начало капитального ремонта Дворцового моста. Как говорят в ведомстве, если бы по набережной сохранили проезд в сторону центра, то район Стрелки превратился бы в сплошную пробку, так как здесь к нему присоединялся бы поток с Биржевого моста. Сейчас же, не имея возможности следовать по Макарова для выезда на материк, водители вынуждены выбирать объездные пути – либо все к тому же Дворцовому мосту, либо следуя к Благовещенскому.
Таким образом, при подготовке схемы вариант с сохранением одностороннего движения в направлении «Уральская – центр» всерьез никем не рассматривался. Как выяснила «Фонтанка», всего существовало четыре основных варианта схемы, которые были пропущены через транспортную модель Петербурга – специальную компьютерную программу, которая находится в ведении «Центра транспортного планирования» (подведомственен КТТП).
Первый вариант: набережная Макарова закрывается полностью, при движении по Кадетской линии в сторону Тучкова моста у водителей сохраняется возможность повернуть на Средний проспект. Самый худший вариант. Согласно расчетам транспортной модели, в таком случае по утрам через район «Макарова – Средний – 8 - 9-я» проходило бы около 9400 машин в час со средней скоростью в 14 км/ч. Проезжая этот участок, они совершили бы 11 вынужденных остановок средней продолжительностью в 2,5 минуты.
Однако ситуация кардинальным образом менялась при втором варианте. Набережная закрывается полностью, но 1-я - Кадетская линии превращаются в ее фактического дублера. Для этого нужно было бы убрать два левых поворота, которые тормозят поток: поворот с Кадетской на Средний и со Среднего на Кадетскую. В итоге модель показала, что при потоке в 9800 машин в час – то есть на 400 машин больше, чем в первом варианте, – средняя скорость увеличилась бы вдвое, число вынужденных остановок снизилось бы втрое. А средняя продолжительность каждой остановки составила бы 47 секунд.
В основе двух других вариантов лежал тезис о том, что на Макарова сохраняется одностороннее движение в направлении «центр – Уральская». Из них более оптимистичные показатели получились при просчете схемы, в которой с одновременным введением одностороннего проезда сохраняется поворот со Среднего на Кадетскую. Модель вышла на следующие цифры: среднее количество остановок – 13, продолжительность каждой – 2,5 минуты, средняя скорость – 13 км/ч. В варианте, при котором поворот со Среднего на Кадетскую закрывается, число остановок сохраняется почти таким же (12), но зато на каждой из них автомобилист потерял бы в среднем по 3 минуты 40 секунд. Ниже была бы и скорость – около 11 км/ч.
Таким образом, моделирование показало, что самым оптимальным было бы полностью закрыть Макарова в районе Тучкова моста, но при этом радикально реорганизовать движение по 1-й - Кадетской линиям, превратив их в дублера закрытой набережной. Однако, как отметили в комитете по транспортно-транзитной политике, эта схема работала бы в том случае, если бы был введен запрет на стоянку маршруток на Среднем проспекте возле метро «Василеостровская».
В противном случае на всех положительных моментах схемы ставился бы большой жирный крест. В условиях полного закрытия Макарова в районе Тучкова часть автомобилистов выбирала бы маршрут «Макарова – поворот на Средний», чтобы попасть в северо-западную часть острова. И вставала бы в пробку в районе метро. По этой причине был выбран вариант, при котором движение по Макарова сохраняется – пусть и одностороннее. А так как модель показала, что при запрете поворота со Среднего на Кадетскую средняя продолжительность остановки составила бы 3 минуты 40 секунд, то в конце концов транспортный перст судьбы указал на вариант, при котором водители будут вынужденно останавливаться 13 раз и терять в каждой остановке 2,5 минуты.
Правда, первый будний день работы этой схемы показал, что даже ее ограниченные возможности не используются до конца. Так, ГИБДД не сразу стало эвакуировать автомобили, припаркованные на Среднем на участке от 4 - 5-й до Макарова. Мешали движению машины, которые стояли на самой набережной; там же «Метрострой» разместил часть своей техники. Не был произведен пересчет фазовых циклов светофоров. По информации «Фонтанки», из-за этого профильный вице-губернатор Сергей Козырев устроил своим подчиненным форменный разнос, после которого некоторые из них, по свидетельству очевидцев, вернулись в свои ведомства «с зелеными лицами». Поможет ли эта головомойка жителям Васильевского острова, пока неизвестно.