Большинство услуг и работ, выполнение которых для нужд города было монополизировано Смольным за подведомственными предприятиями, могут оказывать любые компании. К такому выводу пришел Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. В ряде случаев госпредприятия являлись фактически лишь посредниками в перераспределении бюджетных средств.
Оглашенным на минувшей неделе решением служители Фемиды признали незаконным установленный в Санкт-Петербурге порядок, позволяющий заключать госконтрактов с государственными предприятиями и учреждениями без проведения торгов. Сумма размещаемых таким образом заказов оценивалась антимонопольным ведомством приблизительно в 30 млрд рублей в год.
Вчера арбитраж опубликовал мотивировочную часть вынесенного постановления, детально объяснив незаконность введения монополии в той или иной сфере. Например, суд отверг доводы чиновников об исключительном праве ГУП «Городской центр размещения рекламы» (ГЦРР) заниматься праздничным оформлением Северной столицы, поскольку якобы только это предприятие имеет сертификат международного стандарта качества ISO 9001 в соответствующей области, а на его балансе находятся более 25 тысяч элементов праздничного оформления. Служители Фемиды указали, что получение сертификата является добровольным и его отсутствие не препятствует осуществлению деятельности других работающих на рынке компаний. Более того: конкуренты, выигравшие торги, вправе использовать принадлежащие ГЦРР элементы праздничного оформления, приобретенные за счет городской казны.
Конкурентные рынки, по мнению апелляционной коллегии, существуют в других монополизированных Смольным отраслях. В том числе в сфере транспортного обслуживания (исключительное право возить чиновников было делегировано ГУП «Автотранспортное предприятие «Смольнинское»), гостиничных услуг и общественного питания (принимать и кормить официальные делегации и иных гостей администрации могли только Управление гостиничного хозяйства и комбинат питания «Смольнинский»), инженерных изысканий дорог, мостов и иных объектов (ГУП «Ленгипроинжпроект»), ритуальных услуг, коммунально-эксплуатационное обслуживания офисов городской администрации и пр. За ГУП «Мостотрест» оставили исключительные работы только по содержанию и эксплуатации разводных мостов. Лишили монополии также ГУП «АТС Смольного» и «Информационно-аналитический центр», ГУ «Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты» и другие организации.
Арбитражный суд также констатировал, что в некоторых сферах уполномоченные предприятия сами не выполняли спорные работы. Например, используемая ГУП «Информационно-методический центр» автоматизированная информационная система, на обслуживание которой выделяются немалые бюджетные средства, фактически создана и поддерживается сторонней коммерческой организацией. Равно как ГУП «ГУИОН» для оценки находящегося в государственной собственности имущества привлекает аттестованных оценщиков, список которых утвержден КУГИ. Причем суд указал, что в двухмесячный срок, установленный для оценки рыночной стоимости продаваемых малым предприятиям помещений, можно провести все необходимые конкурные процедуры.
Напомним, что позицию антимонопольной службы поддержала и городская прокуратура, по мнению которой наделение государственных унитарных предприятий исключительными полномочиями ограничивает конкуренцию и права хозяйствующих субъектов на продажу товаров и услуг.