Чтобы спасти жизни пешеходов, водителей нужно обязать включать аварийку перед "зеброй". Предложивший это юрист Константин Добрынин – член Совета Федерации, поэтому его идея может в будущем стать правовой нормой, письмо министру уже направлено. Второе предложение сенатора касается психологического воздействия на "взяткоёмкость" гаишников: их нужно почаще водить на экскурсии по зонам, чтобы видели, каково там придётся. Обе идеи Константин Добрынин обсудил с "Водителем Петербурга".
– Ваше предложение включать аварийку – как оно будет выглядеть в "законодательном" виде?
– Нужно внести всего две поправки в ПДД, в пункт 14.1. Предлагаю примерно такую формулировку: водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, включив аварийную сигнализацию, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на неё для осуществления перехода. Эта норма существует, её нужно просто немного изменить, сделав более императивной.
– И как это будет на практике?
– Пешеход по нерегулируемом переходу – "зебре" – начинает движение. Как правило, одна из машин останавливается. И бывает, что вторая, которая идёт в попутном направлении, не останавливается и человека сбивает. Водитель в ней или не видит пешехода, или просто не реагирует. Я предлагаю сделать своего рода "световой" знак. Причём на него не надо тратить ни копейки бюджетных денег. Только наши с вами две секунды времени – когда мы включаем аварийку. Когда машина за нами видит включенную аварийную сигнализацию, она должна снизить скорость – вплоть до полной остановки. В России, к сожалению, только так, искусственно, мы можем начать приучать водителей уважать пешеходов.
– Условный рефлекс?
– Совершенно точно: условный рефлекс. На пешеходный переход. Его можно вырабатывать с помощью "лежачих полицейских", но это очень дорого, если делать это по всей стране. И проблемы всё равно не решит. А тут – один жест рукой. Да, это, наверное, не снимет проблему. Но даже два процента жизней спасём – уже хорошо. Почему бы не попытаться решить проблему хоть так?
– Не могу согласиться с этим как водитель…
– Я не вижу разумных причин, чтобы не соглашаться. Ну, да – лишнее движение. Зато сколько жизней оно спасёт. Ничего страшного, не переломятся водители.
– Не в том дело, что переломятся. Эта мера коснётся тех, кто в принципе правила соблюдает. А у нас многие водители не считают нужным даже поворотники включать. У меня на глазах ещё никого за это не штрафовали.
– Гаишники мне рассказывали, что после введения у нас нормы о том, что нужно включать ближний свет и в дневное время, многие долго упирались. А теперь смотрю – все едут с ближним светом. Вопрос времени, понимания. Приучать нужно постепенно. Может быть, поначалу надо ставить гаишников. Но вообще-то надо просто исполнять это самому. Родственники ваши начнут, знакомые. Постепенно это станет дурным тоном – не включить аварийку и не пропустить пешехода.
– Мы быстро освоили ремни безопасности, когда за них не просто увеличили наказания, а стали вполне реально штрафовать. Вы готовы поставить у каждого перехода по гаишнику, чтобы штрафовал за аварийку?
– Я говорю вам о правиле, а вы мне – уже о контроле. Это уже – проблема сотрудников ГИБДД, которые многих своих обязанностей не исполняют. У нас ведь даже регулировщиков почти не осталось, знающих сигналы жезлом. А раньше у них были тренировки, конкурсы. Раньше гаишники – "старая гвардия" – вообще делали разные хитрые штуки. Они мне сами рассказывали. Вот, знаете, в советские времена было много всяких ходатаев, которые ходили к инспектору на разбор и просили такого-то не лишать прав. И вот гаишники любили сажать их в одном коридоре с теми, у кого в ДТП погибли родные. И многие потом свои ходатайства забирали. Это было очень мощное психологическое воздействие.
– Пока вы, насколько я знаю, предлагаете психологическое воздействие на самих гаишников: пугать их колониями. Зачем?
– Я не предлагаю их пугать, я предлагаю им помочь. Пусть они помогут сами себе. Человек увидит те условия, в которых окажется лично он, если будет брать взятки. И увидит не просто так, а придёт с научно-просветительской лекцией о правилах дорожного движения. Будет просвещать заключённых. Они взамен просветят его. Будет такое взаимное научное просвещение.
– Вы действительно считаете, что сотрудники полиции не представляют себе зону?
– В процентном соотношении очень мало кто из сотрудников милиции действительно видел зоны. Они это понимают, они всё слышали, но надо провести там полдня. Когда-то бывший начальник ГАИ генерал Вячеслав Захаренков водил своих сотрудников в "Кресты", и количество взяток, надо сказать, в питерской милиции было меньше.
– Можно просто разлучить гаишников с деньгами, поставив камеры на всех трассах. А инспектор пусть сечёт нарушителей на тех же переходах. Вам не кажется это способом решить сразу обе проблемы?
– Нет, потому что нужно именно приучать наших водителей к правилам. Как и пешеходов тоже. Основная проблема у нас в том, что пешеход не защищён вообще. У него самого нет понимания, что он тоже имеет и права, и обязанности. А водитель вообще относится к пешеходу – как к помехе. В ГИБДД признают, что основная проблема на наших дорогах – не отношения "водитель – водитель", а конфликт "водитель – пешеход". Я задумался об этом после того как увидел впервые запись, где женщину с ребёнком сбивают на дороге. Конечно, навыки нужно прививать с детства. Но если кому уже не привили, тогда – как с собакой Павлова.
Сенатор Константин Добрынин: "С водителями и пешеходами нужно – как с собакой Павлова"
ПО ТЕМЕ