Авто Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

12:56 10.12.2019

Город

18.09.2012 18:30

"Фабрика грёз" по-петербургски

Киностудию "Ленфильм" судя по всему будут спасать по плану, предложенному советом директоров киностудии и одобренному Министерством культуры. Концепцию реанимационных процедур ещё раз представили – уже в рамках дискуссии о возрождении российского кино вообще. Разговор состоялся во вторник, 18 сентября, в "Ленэкспо" – на форуме "Кино России-2020". Однако выяснилось, что не все разделяют оптимизм будущих спасителей "Ленфильма".

"Фабрика грёз" по-петербургски

www.lenfilm.ru

Киностудию "Ленфильм", судя по всему, будут спасать по плану, предложенному советом директоров киностудии и одобренному Министерством культуры. Концепцию реанимационных процедур ещё раз представили – уже в рамках дискуссии о возрождении российского кино вообще. Разговор состоялся во вторник, 18 сентября, в "Ленэкспо" – на форуме "Кино России-2020".  Однако выяснилось, что не все разделяют оптимизм будущих спасителей "Ленфильма".

Наш будущий Голливуд

На прошлой неделе "Фонтанка" писала о концепциях развития "Ленфильма", представленных на суд экспертов и кинодеятелей в Москве. Напомним, что речь шла о двух почти идентичных сценариях: первый подготовлен командой композитора и продюсера Андрея Сигле и режиссёра Александра Сокурова, второй – от совета директоров, его поддержал и общественный совет киностудии. Теперь известно, что именно концепцию совета директоров одобрил министр культуры Владимир Мединский – как более реалистичный вариант, предложенный "творцами и патриотами, которые разбираются в бизнесе". Об этом сам министр заявил журналистам, приехав в Петербург с рабочим визитом.

В «Ленэкспо» показали то, что уже видели неделю назад эксперты в Москве. Сегодняшнее состояние "Ленфильма" отражено в коротком видеоролике, которым "творцы и патриоты" предваряют свою концепцию. Под бередящие душу аккорды из "Холодного лета 53-го" строгий голос рассказывает сначала о славном прошлом – фильмах Григория Козинцева, Динары Асановой, Геннадия Шпаликова, Алексея Германа, Игоря Масленникова, Александра Сокурова, Владимира Бортко, а следом – о том, как всё это перечеркнули 90-е годы. И теперь, видим мы и слышим, от студии остались практически руины. Полуразрушенные павильоны пустуют или превращены в мебельные склады, цеха лишены оборудования, у киностудии нет ни одной работающей видеокамеры, собственность в виде теннисных кортов и пионерлагерей канула…


Но минорные аккорды сменяются англоязычным мажором, а видеоряд составляют кадры а-ля Голливуд. Только виды Каменноостровского проспекта дают нам понять, что всё это технологическое счастье авторы концепции видят именно в Петербурге, причём в не очень далёком будущем – к 2020 году.

Во-первых, будет восстановлен студийный комплекс, здания отремонтируют и реконструируют, один павильон построят новый – с офисами, гримёрными и душевыми, технику модернизируют, новые кадры (в смысле – человеческие, а не отснятые) подготовят. Обойдётся это в 1 миллиард 242 миллиона рублей. Это из полутора миллиардов, которые требуются, по подсчётам совета директоров, на всю реконструкцию "Ленфильма". Многое на пути к новой жизни уже сделано, в частности – заключены договоры с производителями техники, строительными компаниями и учебными заведениями, где готовят кинопрофессионалов.

Во-вторых, кино под брендом "Ленфильма" станет продвигать (читаем – получать с него доход) собственный продюсерский центр. Он уже создан и принадлежит на 99 процентов самой студии, оставшийся процент – у художественного руководителя Алексея Германа.

И третье направление: "Ленфильм" впишут в историко-культурный контекст Петербурга. Организуют здесь музей, станут проводить конференции и водить экскурсии. Для этого понадобятся залы и офисы – их построят.

Об этом будущем многострадальной киностудии рассказывали пока еще председатель совета директоров "Ленфильма" Эдуард Пичугин (ходят разговоры, что его скором времени сменит Федор Бондарчук) и замдиректора Александр Котелевский. Среди тех, кто их слушал, был один из представителей "славного прошлого", того самого – из видеоролика. Это кинорежиссёр Владимир Бортко. Пока шла презентация, он почти не смотрел на экран, где мелькали цифры и стрелки. Нетерпеливо стучал пальцами по столу, усмехался в усы, то и дело дёргался к микрофону, словно хотел что-то сказать. Наконец, не выдержал – воскликнул: "За счёт чего?!" Эдуард Пичугин склонился к нему и, видимо, тихо сказал что-то. Бортко застучал пальцами.

Возникло ощущение, что режиссёр, и депутат Госдумы, как-то не очень верит в прекрасное будущее "Ленфильма". Как, впрочем, и нашей киноиндустрии.

"Убить могут!"


О проблеме отрасли на мероприятии тоже говорили – вслед за правительством, которое в понедельник искало способы господдержки российского кино. Обсуждали, какие налоги хотят платить кинопроизводители и прокатчики – а они настаивают на льготах. Прикидывали, каким фильмам полагается идти в кинотеатрах – а кинодеятелям хотелось бы квот для американских конкурентов, потому что сегодня 86 процентов картин – заокеанские. Подсчитывали, что нам надо снимать ежегодно по 100 - 150 фильмов, чтобы хоть десяток собирал по миллиону зрителей. И сколько кинотеатров для этого ещё надо построить.

Процесс развития киноотрасли, оказывается, не стоит на месте. Он "идёт, как слон по лесу: вытаптывает деревья и тем самым прокладывает себе дорогу", – так оценил явление секретарь Союза кинематографистов Олег Иванов. У него это прозвучало оптимистично: идёт ведь, не стоит.

Кинорежиссёр Бортко послушал – и попросил поднять руки журналистов. Убедился, что есть кому за ним записывать. И заговорил о том, что, по его мнению, на самом деле происходит.

Кино, утверждал Бортко, и без всяких правительственных программ сегодня "существует при 100-процентной поддержке государства". Потому что больше никто денег на съёмки не даст. Невыгодно: эти вложения никогда не вернутся, почти весь доход осядет в кинотеатрах.

– Воровство! – гремел Бортко, сидя рядом с опешившими киноколлегами. – Сколько людей сегодня ходит в кинотеатры, сколько они покупают билетов? Великая тайна!

По словам Бортко, в 2011 году официальный доход кинотеатров составил 45 миллиардов рублей, или 1 миллиард 250 миллионов долларов. "Это то, что они говорят, сколько на самом деле – неизвестно!" – добавил режиссёр. В кинотеатрах нет системы учёта – сколько зрителей посмотрели фильм, билет не является платёжным документом. А значит, ни один кинопроизводитель не сможет отследить свой процент от показа.

Получается, продолжал режиссёр, что кинопроизводитель стремится получить как можно больше денег от спонсора (инвестора) в процессе съёмок, а результат его уже не интересует.

– То есть снимать кино в принципе экономически невыгодо, – резюмировал Бортко. – Вот такая невесёлая картина.

На вопрос "что делать?" Бортко отвечает просто: "Не воровать в прокате". Но его – депутата Госдумы – попытки что-то изменить в этом вопросе законодательно натыкались на "колоссальное сопротивление": "Это лишиться 1 миллиарда 250 миллионов долларов, – усмехнулся Бортко. – Убить могут!.."

Коллеги режиссёра продолжали обсуждать своё светлое будущее, произносили всякие слова – "инновации", "креативно-технологическое решение", "экспортное ориентирование", "аудиовизуальный контент"… Бортко постучал пальцами по столу ещё несколько минут, потом встал и ушёл.

Глава совета директоров "Ленфильма" Пичугин с сожалением отметил вслед режиссёру: дескать, жаль... взгляды коллеги "существенно отличаются от того, что мы знаем".

Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор