Авто Признание & Влияние Доктор Питер Афиша Plus
18+
Проекты
JPG / PNG / GIF, до 15 Мб

Я принимаю все условия Пользовательского соглашения

12:48 15.12.2019

«Макдоналдс» своими руками

Многочисленные торговые, ресторанные, телекоммуникационные и даже финансовые компании предлагают начинающим предпринимателям стать членами их сети – купить так называемую франшизу и работать под известным брендом по зарекомендовавшим себя технологиям. Для многих такая стратегия – относительно выгодный способ инвестиций, но на самом деле она содержит много разных ловушек.

«Макдоналдс» своими руками

Многочисленные торговые, ресторанные, телекоммуникационные и даже финансовые компании предлагают начинающим предпринимателям стать членами их сети – купить так называемую франшизу и работать под известным брендом по зарекомендовавшим себя технологиям. Для многих такая стратегия – относительно выгодный способ инвестиций, но на самом деле она содержит много разных «ловушек». Чтобы выявить их и найти способ надежно «вложить миллион», журналист «Фонтанки» посетил прошедший в Санкт-Петербурге Национальный фестиваль франшиз вместе с тремя ведущими собственный бизнес критиками.

С одной стороны, франчайзинг – идеальный вариант для start up: головная структура (франчайзер) готовит бизнес-план, передает права на торговый знак, технологии, обучает персонал, поставляет оборудование, материалы, оказывает консультационную поддержку, проводит общероссийские рекламные кампании и т. д. С другой – все эти удовольствия достаются не бесплатно, причем кроме роялти (отчислений с оборота или прибыли) франчайзеры требуют от кандидатов вступительный сбор, достигающий порой миллионов рублей. Согласившийся на работу в сети бизнесмен должен быть готов соблюдать жесткие стандарты (включающие порой требования к цвету унитаза и частоте его помывки) и к карательным санкциям за их нарушение (от многотысячных штрафов до расторжения контракта), а потому – в любой момент может оказаться у разбитого корыта почти в прямом смысле слова.

Гамбургер всегда в цене

По принципам франчайзинга построено большинство сетей ресторанов быстрого питания. Продавать гамбургеры, хот-доги, салаты или пиццы можно под марками Subway, «Стардог!s», «Подорожник», «Французский бургер Quick» и т. д. Такая стратегия доказала свою надежность – есть люди будут всегда, а в период кризиса владельцы фастфудов радостно подсчитывали сверхприбыли.


Правда, на открытие даже самой простой «фирменной» забегаловки, только по официальным расчетам франчайзеров (которые критики считают заниженными минимум в полтора раза), миллиона не хватит. Например, только «поушальный» - вступительный - сбор за право торговать блинчиками под вывеской «Подорожник» составляет 1,5 млн рублей, за бренд Mama Roma – 1,2 млн, «Шоколадница» – 1,8 млн и пр. Чуть меньше «аппетиты» у Subway (самой компании нужно заплатить всего 400 тыс. рублей, включающих обучение персонала, разработку дизайна и пр.), но общий объем инвестиций в закусочную оценивается в 3 - 7 млн рублей. Открытие ресторана Mama Roma обойдется в 12 - 20 млн и т. д. К этой сумме нужно прибавить стоимость помещения или расходы на его аренду (в том числе на период ремонта, раскручивания бизнеса и т. д.).

Компания «Французский бургер Quick» предлагает партнерам эксклюзивные права открытия сети (не менее пяти) ресторанов в своем регионе. Каждый оценивается в 16 млн рублей. Правда, почему таким «супервыгодным» предложением пока никто не воспользовался (за все время деятельности в России этой бельгийской компании удалось открыть всего восемь ресторанов в Москве и один в Туле), ее представитель пояснить не смог.

Самого популярного в мире фастфуда – сети «Макдоналдс» – на фестивале представлено не было. Если во всем мире эта сеть работает по принципам франчайзинга, то в России первая более чем за двадцать лет деятельности лицензия была продана только в апреле этого года. Однако продолжится ли такая практика и кто сможет стать владельцем собственного «Макдоналдса» – в пресс-службе компании пояснить не пожелали.

Большая стирка

Начать собственное дело под известной маркой предлагают многочисленные торговые компании – Milavitsa, «Счастливый взгляд», «Экспедиция», «Велодрайв», «Мозголом» и т. д. Вступительный сбор чаще всего отсутствует или составляет несколько сотен тысяч рублей, но открытие магазина обойдется минимум в полмиллиона. «Какая же это франшиза? – недоумевает Максим (один из критиков). – Партнеру просто предлагается стать монобрендовым дилером товара».

А Роман, как убежденный холостяк, скептически отнесся к проекту прачечных самообслуживания (стоимость открытия одной точки оценивается в 1,5 млн рублей): «Автомат (стиральная машина) сегодня стоит от 6 тысяч рублей, кто будет пользоваться коллективной прачечной? Разве что студент из общежития».

Нестандартные условия предпринимателям предлагает оператор сотовой связи Tele2: по условиям контракта франчайзер возмещает до 100 процентов расходов партнеров на ведение бизнеса (открытие салонов связи, аренду помещений, его техническое оснащение и торговое оборудование, обслуживание мобильных модулей или стоек и так далее). Хотя поушальный сбор (100 тысяч рублей) при этом не отменяется, а в качестве роялти удерживается 2 процента от комиссии.


Халявщик, а не партнер

Готовым открывать ресторан, магазин и иной объект под коллективной маркой некоторые банки предлагают специальные кредитные программы. Такой подход вполне логичен: в отличие от весьма рискованных проектов, которыми часто грезят начинающие предприниматели, во франчайзинговых все давно отработано – известны необходимые инвестиции, сроки окупаемости и т. д. Разумеется, у каждого банка есть свой список партнеров (франчайзеров), проекты которых кредитуются, для каждого установлены индивидуальные условия. Так, Сбербанк готов выдать до 3 млн рублей на открытие того же ресторана Subway или прачечной «ЧистоFF», причем на срок до трех с половиной лет и с полугодовой отсрочкой первой выплаты. Заемщиком может быть только гражданин, ранее не занимавшийся бизнесом (!).

Большинство других кредитных организаций проводят прямо противоположную стратегию. «Еще до кризиса 2008 года наш банк запустил пилотную программу по кредитованию небольших «старт-апов», однако она почти сразу же была свернута, – говорит Иван Макаров из банка «ВТБ24». – Выяснилось, что подавляющее большинство начинающих предпринимателей не могут грамотно спрогнозировать развитие своего бизнеса даже в перспективе полугода при нормальной, без каких-либо потрясений, ситуации на рынке. И практически сразу выходят на просрочку платежей, а затем и вовсе оказываются несостоятельными. Поэтому сейчас обязательным требованием при выдаче кредитов малому бизнесу является опыт работы на рынке как минимум в течение шести месяцев». Схожую политику проводят «Альфа банк» (заемщик должен иметь минимум полугодовой стаж) и многие другие кредитные организации.

Лестные предложения Сбербанка подкупают даже опытных бизнесменов. Они не сразу понимают, что банк не собирается участвовать в реализации проекта как концессионер – он только выдает кредит, который нужно возвращать независимо от того, насколько успешно пойдет дело. А потому, даже если ресторан сгорит или франчайзер отзовет лицензию за вымышленное нарушение, отдавать взятые на развитие отчасти чужого бизнеса деньги придется, причем свои. К тому же, в отличие от юридических лиц, частный предприниматель и поручитель по кредиту отвечают всем имуществом и могут с большим успехом оказаться бездомными. Ведь бизнес – это всегда риск.

Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"

Читайте также
Яндекс.Рекомендации

Жильё в Санкт-Петербурге

    Работа в Санкт-Петербурге

      Наши партнёры

      СМИ2

      Lentainform

      Загрузка...

      24СМИ. Агрегатор