За день до вступления в силу закона об утилизационным сборе правительство России опубликовало ставки, по которым он будет взиматься уже с 1 сентября. Соответствующее постановление 30 августа подписал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Уплачивать сбор должны производители и импортеры всех новых транспортных средств (паспорта которых оформлены после 1 сентября), а непосредственный контроль возлагается на Федеральную таможенную службу. По логике законодателей, собранные в бюджет средства пойдут на компенсацию работ по переработке «автохлама».
Ставки сбора, прописанные в конечном варианте постановления, отличаются от предложенного почти месяц назад проекта. Так, для легковых автомобилей с двигателем объемом от 2 до 3 литров утилизационная «подать» снижена на 4 процента – до 51,2 тысячи рублей. Также введена специальная ставка для «малолитражек» (с моторами до 1 литра) – 17,2 тысячи рублей, тогда как за автомобили с более объемными двигателями (до 2 литров) нужно будет платить уже 26,8 тысячи рублей.
В полтора-два раза относительно планируемых снижены ставки для автобусов и грузовиков. Так, утилизационный сбор за новый «микрик» Ford Transit (полная масса до 3 тонн) составит 90 тысяч рублей (предполагалось – 177 тысяч). Для больших грузовиков (полной массой свыше 20 тонн) размер сбора уменьшен с 531 до 436 тысяч рублей и т. д.
В отдельную категорию выделены специализированные транспортные средства, к которым в соответствии с действующим Техническим регламентом относятся оснащенные соответствующим оборудованием шасси грузовиков (автокраны, лесовозы, автонасосы, рефрижераторы, бензовозы, коммунальная техника, инкассаторские фургоны, «автозаки», машины скорой помощи, аварийно-спасательных служб, пожарные, полицейские и т.п. автомобили). Единая ставка для них составит 150 тысяч рублей независимо от типа и иных характеристик. Повышенный «налог» вводится для автобетоносмесителей (450 тысяч) и карьерных самосвалов (от 2 до 5,6 млн рублей).
Напомним, что заводы-производители вправе взять на себя обязательства по утилизации выпущенных транспортных средств (реестр таких предприятий ведет Минпромторг РФ), которые, соответственно, освобождаются от уплаты утилизационного сбора. Однако если завод нарушит установленные требования и будет исключен из реестра, ГИБДД на законных основаниях откажет регистрировать автомобиль в случае его продажи, причем новый владелец, скорее всего, вынужден будет уплатить сбор уже по повышенным ставкам (за легковушку с двигателем 2-3 литра – 322 тысячи рублей и т.д.).
Фактически компенсировать введение утилизационного сбора покупателям новых импортных автомобилей должно снижение таможенных пошлин на их ввоз (примерно на 5 процентных пунктов).