В погоне за святыми мощами

Похитившие мощи святых из храма Великомученицы Екатерины на Васильевском могли прийти именно за православной святыней, ведь ценность одних только пропавших мощей князя Александра Невского может исчисляться семизначными суммами, то есть в разы превышать стоимость всего похищенного серебра. И тогда шумиха вокруг происшествия работает для преступников как реклама.

0
logoslovo.ru
logoslovo.ru
ПоделитьсяПоделиться

Похитившие мощи святых из храма Великомученицы Екатерины на Васильевском могли прийти именно за православной святыней, а "до кучи" прихватить серебряную утварь. Ценность одних только пропавших мощей святого благоверного князя Александра Невского может исчисляться семизначными суммами, то есть в разы превышать стоимость всего похищенного серебра. И тогда шумиха вокруг происшествия работает для преступников как реклама: потенциальным покупателям она доказывает подлинность святынь.

Рано утром 29 августа, напомним, из пристройки к церкви Святой Великомученицы Екатерины были похищены серебряная утварь и пожертвования прихожан, а также мощи тринадцати святых. Известно, что воры отжали оконную раму и проникли в холл перед кабинетом настоятеля храма, а потом и в сам кабинет, взломав дверь. Оттуда они вынесли серебряные с эмалью потир, наперсный крест, два Евангелия да пять нательных крестиков, золотых и серебряных. По информации "Фонтанки", все – новодел производства фабрики "Софрино". То есть об исторической ценности похищенного говорить не приходится, а рыночная – порядка 350 тысяч рублей, именно в такую сумму оценен ущерб.

Но помимо крестов и утвари пропало то, что в церкви не могут оценить в рублёвом эквиваленте: святые мощи, которые настоятель храма отец Иоанн собирал по всему миру в течение восьми лет – частички святого благоверного великого князя Александра Невского, святого Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского, святого благоверного князя Владимира Новгородского и ещё десяти почитаемых в России святых.

Настоятель церкви отец Иоанн Пашкевич считает, что главной целью преступников была именно кража святынь – "под заказ". В полиции с этим не согласны, там "Фонтанке" сообщили, что в церкви орудовали, вероятнее всего, непрофессионалы, которым было всё равно, что красть. Святыни, мол, прихватили по ошибке: вскрыли ковчежец, увидели капсулы из жёлтого металла (в них были запаяны мощи), приняли за золото и прибрали.

Стамеска и потир

"Непрофессионалы", как выясняется, неплохо знали порядки в этом храме. Знали, что здесь нет сигнализации, а вся охрана – единственный сторож, делающий обход территории пару раз за ночь. Судя по показаниям этого сторожа, воры отжимали стеклопакет и ломали дверь аккурат после такого обхода. Орудовали попросту – ножом и стамеской, инструмент был изъят полицией с места происшествия.

Знали преступники и то, что основные ценности настоятель хранит не в самой церкви, где постоянно много народу, а в своём кабинете в административном здании, на свет вынимает только к праздникам. Как раз во вторник, 29 августа, был день Успения Святой Девы Марии, накануне воры и пришли в кабинет настоятеля.

По информации "Фонтанки", тут же, на месте кражи, была найдена сумка с церковной утварью – собрав ее, преступники почему-то тут же и бросили. С собой воры прихватили кроме мощей только упомянутые выше потир, кресты и Евангелия.

– Люди шли не за ценностями, – уверен председатель отдела по делам молодёжи Санкт-Петербургской епархии иерей Алексей Галкин. – Акцент был сделан на мощи. Сами посудите: большой ларец с мощами, и человек идёт именно к нему. Значит, эти частицы представляли для него ценность. Не духовную – как для нас с вами, а какую-то другую - заказ, деньги.

Чтобы понять, кому могли понадобиться краденые святыни, "Фонтанка" поинтересовалась: а что это вообще такое – святые мощи, почему им поклоняются, кто в них нуждается, откуда они берутся и как появляются в храмах?

Откуда берутся мощи

– Традиция поклонения святым мощам существует не только в православной, но и в католической церкви. Она была и в Византии, а вообще традиция восходит ко II веку, – рассказывает религиовед, доктор исторических наук Ирина Левинская. – Связана она с тем, что христиан преследовали, казнили, и верующие стремились получить их тела, а их могилы становились особо почитаемыми местами. Соборное решение о почитании мощей было принято в VIII веке, хотя сама традиция, повторю, существовала и до этого. Сейчас мощи находятся в каждой церкви. Они могут находиться под престолом в ковчежце, или их вшивают в антиминс – плат, который кладётся на престол. Считается, что мощи обладают особыми благодатными силами.

Как рассказал "Фонтанке" кандидат богословских и исторических наук Александр Мусин, процесс получения святых мощей – простой и понятный.

– Открывается захоронение святого, и оттуда получают микроскопическую каплю, которую запаивают в воск или в более тяжелую смесь, называемую воскомастикой, – объясняет Мусин. – Так, мощи Николы Угодника могли взять в Никольском соборе, а могли привезти из города Бари (Италия), где он похоронен. Такие процедуры случаются довольно часто. Мало ли, сколько в России и вообще православном мире общин и какие у них потребности.

На заводе в Софрино изготавливаются специальные небольшие металлические цилиндры, в которые потом запаиваются мощи. Именно такие были украдены из храма на Васильевском: как рассказала "Фонтанке" юрист церкви Оксана Козак, это были небольшие цилиндрики жёлтого металла диаметром с двухрублёвую монету и высотой в полсантиметра.

Обычные прихожане могут купить такие частички святых в магазине при Александр-Невской лавре, например. Храмы, обладающие редкими и особо почитаемыми мощами, могут передавать их в дар друг другу, обмениваться. Вероятно, именно так создавал свою коллекцию отец Иоанн в церкви на Васильевском.

– Величина мощей не имеет значения, это может быть совсем крошечная косточка, но она обладает такой же живительной силой, как всё тело, – говорит Ирина Левинская. – И одна церковь может поделиться с другой.

Процедура передачи мощей сопровождается своего рода "сертифицированием" – чтобы получатели частиц не сомневались в их подлинности.

– Деление мощей происходит по распоряжению правящего архиерея, – объясняет отец Алексей Галкин. – Даётся специальная бумага, которая подтверждает подлинность этих мощей. То есть в идеале у мощей есть документ, подтверждающий, что от этого святого была дана частица. Настоятелем, правящим архиереем это должно быть зафиксировано.

На самом деле подлинность святынь – вопрос непростой, скептики не раз подсчитывали, например, сколько же рук было у Иоанна Крестителя – если исходить из их наличия в разных храмах.

– Единственный способ – это проследить историю: как частицы передаются из одного храма в другой, – полагает Ирина Левинская. – Как ещё определить? Можно сделать анализ, который покажет: эта косточка – от недавнего покойника, а эта – XII века. Но вполне возможно, что и в XII веке косточка не принадлежала святому. Какие-то мощи имеют фиксированную историю, какие-то – нет. Скажем, рука одного святого может быть в трёх местах – и везде ей поклоняются.

Иными словами, при поклонении подлинность святыни – это вопрос веры. А вера, как известно, это то, что не требует доказательств. Что же до чудодейственных сил мощей – то "по вере вашей да будет вам".

Другое дело – установление подлинности мощей при сделке между продавцом и покупателем.

Мощный рынок

Существует и "черный рынок" мощей. Эксперты считают, что даже церкви – их ведь сейчас много строится, и всем нужны святыни, – не гнушаются покупать мощи у частных лиц. Впрочем, священнослужители категорически опровергают это.

– Вот я строю храм, я в нём служу, но я никогда и ни у кого не возьму никакие мощи, не подтверждённые бумагами, – утверждает отец Алексей Галкин. – В такой ситуации я обязательно обращусь к правящему архиерею, попробую навести справки, а одновременно сообщу в полицию, чтобы продавца взяли в разработку. Назначим ему встречу, пригласим пару оперативников и будем выяснять – откуда мощи. Я так не раз делал, когда мне предлагали иконы.

Но главные игроки там - коллекционеры. Как рассказал "Фонтанке" источник, связанный с этим рынком, цена за частицы святого благоверного князя Александра Невского может доходить до миллиона рублей. Ещё дороже могут стоить мощи Николая Угодника, потому что считаются редкостью. Иными словами, мощи тринадцати святых – это куш, с которым по стоимости не сопоставим украденный в церкви серебряный "металлолом".

– Некоторые коллекционеры хотят просто пополнить коллекцию, а другие надеются на некие чудеса, например исцелиться, – рассказывает наш источник.

При этом даже жаждущих исцеления, как ни странно, не волнует законность происхождения святынь. Но люди готовы платить миллионы, поэтому заботятся о подлинности. Воры, как мы знаем, не потрудились поискать "сертификаты" на мощи в кабинете у отца Иоанна, и им было бы нелегко доказать покупателям (или заказчикам – если были такие), что они не начинили "медальки" куриными косточками. На помощь им пришла шумиха, поднятая вокруг кражи.

– Известны случаи, когда в качестве доказательства происхождения артефактов использовались фото хищения из музея или монастыря, – замечает источник "Фонтанки".

По его словам, у похитителей мощей мог быть и ещё один мотив – некорыстный.

– Иногда у представителей сект, самопальных культов находятся весьма любопытные вещи, – намекает собеседник "Фонтанки". – Откуда они берут раритетные предметы культа – вопрос. В церквях, как правило, мало заботятся об охране и системах безопасности, хотя хранят у себя много ценного – отнюдь не только с исторической точки зрения.

Ирина Тумакова, Тимур Зайнуллин, "Фонтанка.ру"

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...