Сейчас

0˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

0˚C

Небольшая облачность, Без осадков

Ощущается как -5

4 м/с, с-з

761мм

78%

Подробнее

Пробки

1/10

Актёр Котельников — изобретатель парашюта.

ПоделитьсяПоделиться

Легенда гласит, что Глеб Котельников изобрёл парашют под впечатлением от гибели на его глазах лётчика Мациевича во время показательного полёта на Комендантском аэродроме.

ПоделитьсяПоделиться



На окраине Петербурга, на Комендантском поле, проходил Всероссийский праздник воздухоплавания. Среди тысяч зрителей, наблюдавших за полётами, был и Глеб Котельников.Во время показательного полёта аэроплан капитана Мациевича развалился на высоте четырехсот метров. Пилот выпал из машины и разбился насмерть.
"Гибель молодого летчика, — вспоминал Котельников, — глубоко потрясла меня. Я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности".

Котельников ни на минуту не переставал размышлять над конструкцией авиационного парашюта, даже в театре. Одно он знал точно, что в полёте спасительный прибор должен быть доступен лётчику в любую секунду, при любой опасности. Чтобы время покидания падающего аэроплана было минимальным, парашют должен находиться на лётчике. Но как это осуществить?

По существующей легенде, материализовать идею создания ранцевой схемы парашюта помог случай.  В вестибюле Большого театра женщина из маленькой дамской сумочки извлекла огромный шёлковый платок.

"Парашют надо уложить внутри металлического ранца, на полке с пружинами, — рассуждал Котельников. — Ранец должен закрываться крышкой с защелкой. Стоит тогда потянуть за шнур, соединенный с защелкой, как крышка откинется, и пружины вытолкнут купол и стропы наружу. Под напором воздуха парашют раскроется".

В декабре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать в России свое изобретение, ранцевый парашют свободного действия, но патента не получил. Парашют Котельникова имел круглую форму, укладывался в металлический ранец, расположенный на лётчике при помощи подвесной системы. На дне ранца под куполом располагались пружины, которые выбрасывали купол в поток, после того как прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жёсткий ранец был заменён мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп. Такая конструкция спасательного парашюта применяется до сих пор.

Актёр-изобретатель испытывал собственноручно сделанные модели и с помощью воздушного змея, и при помощи автомобиля — ни одной осечки, конструкция работала безотказно. А 6 июня 1912 года первый ранцевый парашют был испытан в гатчинском лагере Воздухоплавательной школы возле деревни Сализи. С аэростата  с разных высот с парашютом сбрасывался манекен, «Иван Иваныч», который весил около 80 кг. И «Иван Иваныч» ни разу не «разбился».

Тем не менее, Главное инженерное управление русской армии успешно испытанное изобретение отвергло. Тогдашний начальник российских воздушных сил, Великий князь Александр Михайлович опасался, что имея надёжные ранцевые парашюты, авиаторы будут покидать аэропланы при малейшей неисправности.

Но, изобретением заинтересовались коммерсанты. За производство парашюта РК-1 (Русский Котельникова модель 1) взялась петербургская фирма «Ломач и К», торговавшая авиационным снаряжением. В результате, на отвергнутое Россией изобретение патент был получен во Франции, 20 марта 1912 года, за № 438 612. Там же были проведены и уже настоящие испытания ранцевого парашюта. 5 января 1913 года.в Руане, студент Петербургской консерватории Оссовский впервые прыгнул с парашютом РК-1  с моста через Сену, с высоты 60 метров. Испытание прошло успешно.

Однако, царское правительство вспомнило о парашюте Котельникова только когда началась 1-я Мировая, и возникла необходимость оснастить средствами спасения экипажи тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Но, все изготовленные тогда парашюты так и остались на складе... Авиаторы снова летали «налегке». За 1911 год в авиации всех стран погибло 82 человека. За 1912 — 128 человек.

Американцы в 1918 году изобрели свой парашют, который уже имел матерчатый, а не жестяной, как у РК-1 короб. И, с 1924 года,оснастили своих лётчиков средствами спасения в обязательном порядке. Наша же страна по-прежнему отставала. Чтобы снабдить парашютами хотя бы летчиков-истребителей, больше других рисковавших жизнью, пришлось за золото купить около двух тысяч американских парашютов.

В 1923 году Глеб Евгеньевич создал новую модель ранцевого парашюта РК-2, а затем модель парашюта РК-3 с мягким ранцем, на который 4 июля 1924 года был получен патент № 1607. В том же году Котельников изготовил грузовой парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров. На этом парашюте можно было опускать груз массой до 300 кг. В 1926 году Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству.

Вскоре в СССР было налажено производство ранцевых парашютов, более совершенных, чем модели Котельникова. Но, даже в основе конструкции тех, которыми пользуется десант и спецназ, лежит изобретение актёра и великого русского инженера Котельникова.

Денис Садовский


© Фонтанка.Ру

Глеб Евгеньевич Котельников родился 30 (18)января 1872 года в Петербурге в семье профессора механики и высшей математики. Родители увлекались театром, и это увлечение привилось сыну. С детства он пел, играл на скрипке, а также ему нравилось мастерить разные игрушки и модели. Окончил в 1894 году Киевское военное училище, и, прослужив три года обязательной службы, ушел в запас. Служил акцизным чиновником в провинции, помогал организовывать драматические кружки, сам иногда играл в спектаклях, продолжал конструировать. В 1910 году Глеб вернулся в Петербург и стал актёром труппы Народного дома на Петербургской стороне (псевдоним Глебов-Котельников).

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close