Сегодня в семь часов вечера на Соборной площади Петропавловской крепости стартует проект «Опера – всем». Любой петербуржец или гость города сможет присесть на одну из специально установленных скамеечек и провести три часа, слушая на открытом воздухе и совершено бесплатно качественное исполнение первой русской национальной оперы «Жизнь за царя» в декорациях и с полноценным оркестром. Причем, проект включает в себя не одну, а четыре оперы, о чем рассказал «Фонтанке» его художественный руководитель, музыковед Виктор Высоцкий.
- О том, что в Петербурге, городе белых ночей, неадекватно мало уличных акций, а те, что есть, связаны почти исключительно с попсой, говорят давно. Не так давно, правда, во дворе Михайловского замка очень успешно прошел концерт оперных певцов с мировым именем и весьма успешно, но полноценного исполнения опер в интерьерах города до сих пор не было. Кто же все-таки решил воплотить эту идею в жизнь?
- Как ни странно, инициатива возникла на самом верху, в Смольном. С самого начала ее обсуждали непосредственно в кабинете у вице-губернатора Василия Кичеджи. Кроме его советника Юлии Стрижак и меня с самого начала у проекта появился музыкальный руководитель, дирижер Мариинского театра Фабио Мастранжело. Он дирижирует двумя операми проекта – сегодняшней «Жизнью за царя», и «Снегурочкой», которая будет показана 15 июля на Елагином острове. Конечно, сама по себе идея исполнения оперы на улице далеко не нова. Но на кое-какую новизну мы претендуем. Во-первых, это самый крупный в нашем городе культурный проект на открытом воздухе, связанный с классикой. Во-вторых, это совершенно бесплатный проект, существующий на средства города. Наконец, его идея, заключенная в названии – «Опера - всем» - кажется мне весьма своевременной, необходимой и перспективной. Слово «опера» в последнее время ушло из обихода простых людей, оно стало чем-то пугающим, ассоциирующимся с нарочитым серьезом и сложностью понимания. На мой взгляд, все это – результат пробелов в культурной политике. Опера вообще вышла из разряда первостепенных ценностей. Мы хотим попытаться вернуть ей это место. Каким образом? А) Отсутствием платы за вход, Б) Исполняя ее на улице. Не надо идти в пугающий драмтеатр. Будут скамейки, кому сидячих мест не хватит, будут стоять.
И еще у меня есть такое соображение: четыре оперы, которые представлены в рамках проекта, - это русские оперы, мало того, это – оперы-шлягеры: «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна. И все они являются обвинительным актом против репертуарной политики петербургских музыкальных театров – их нет в городской афише. Те оперы, против которых воспитывалось мое поколение, поколение моих родителей, вообще русских, российских людей, вышли из поля зрения, нам не дают возможности их слушать.
А между тем, эти оперы, по выражению Вячеслава Иванова, являются «кормчими звездами» на пути развития русской оперной школы. Каждая из них – эталонная в своем жанре. «Жизнь за царя» (тут хочу отметить, что мы взяли либретто барона Розена, а не позднейшую советскую редакцию Сергея Городецкого, которая отличается тем, что всюду изъято слово «царь») - народная драма, это магистральная линия русской оперы. «Снегурочка» - опера-сказка с очень сильным фольклорно-обрядовым колоритом. Интересно с «Демоном» - это жанр лирической оперы с опорой на библейскую оперу. Кроме Рубинштейна этот жанр никто не представлял (в какой-то мере сюда можно отнести разве что «Юдифь» Серова). Наконец, «Иоланта» - пример русского музыкального западничества. Получается этакое оперное перекрестье: Восток - Запад, народная драма - лирика. И есть у проекта третий аспект, который возможно реализовать только в Петербурге: этот город с его знаменитой архитектурной эклектичностью является прекрасной оперной декорацией. Для народной драмы мы выбрали Соборную площадь Петропавловской крепости. То есть, у нас «Жизнь за царя» играется рядом с могилами императоров. «Снегурочка» - на Елагином острове, на ступенях дворца, обращенных к реке. «Иоланта» - рыцарская опера – играется в рыцарском замке, в парадном дворе Михайловского замка. Только «Демон» играется во дворе Капеллы без особой привязки - просто там очень хорошая акустика.
- Если это полноценное, а не концертное исполнение опер, стало быть, есть и режиссеры, и художники? А что такое оперная режиссура на улице – есть ли какая-то специфика?
- Специфика, конечно, есть. Тут, безусловно, речь идет о масштабных, зрелищных символах, но при этом мы стремились к тому, чтобы главной доминантой оставался не визуальный ряд, а музыка. Итак, о режиссерах. Открытие делает Юлия Прохорова – это молодой постановщик, выпускница нашей консерватории, которая работает в Михайловском театре. Она нашла, почувствовала нужную интонацию для оперы «Жизнь за царя». У нас один художник на весь фестиваль – Юлия Гольцова, поэтому от оперы к опере сохраняется преемственность, видно, что это спектакли одного фестиваля. В «Жизни за царя» у нас две визуальных доминанты: шестиметровая шапка Мономаха, а также огромные скипетр и держава. Они будут доминировать над белым фоном с колосьями. «Иоланта» - это тоже работа Юлии Прохоровой, но это спектакль, который уже идет в репертуаре Театра консерватории, и мы его только адаптируем к пространству двора Михайловского замка. Эрик Габитов делает «Снегурочку», тут я могу сказать, что это будет постановка с максимальной опорой на традицию - сказка в своей сказочной правде. Ваш покорный слуга инсценирует «Демона». Могу сказать, что я попытался проакцентировать мистериальную интонацию. Противостояние ангела и демона, которое проходит красной нитью сквозь оперный сюжет, я беру за основу, и мы с художником выстраиваем восьмиметровую конструкцию с пятью уровнями. Каждый уровень отдан в распоряжение того или иного персонажа. Ангел на самом высоком уровне, под ним - демон, который, однако, располагается над уровнем людей, в том числе, над Тамарой, и так далее. Персонажи перемещаются: демон внедряется в мир людей, Тамары, Ангел пытается бороться с Демоном, а адские духи безуспешно стремятся проникнуть на высший уровень.
- Но ведь опера – как вы и сами уже не раз заметили – это музыкальное произведение прежде всего, а улица – это посторонние шумы, разнообразные рельефы, которые скрадывают звук, - словом, в отличие от театра, это пространство, исполнению оперы скорее сопротивляющееся. Как вы решаете проблему акустики?
- Это очень правильный вопрос. Да, улица ставит перед исполнителями особенные задачи. В случае с «Жизнью за царя» мы используем усиление, причем, технически очень сложное – подзвучиваем всех солистов, хор и оркестр. При этом звукорежиссеру Михаилу Козлову удается невозможное - создать ощущение естественности звучания. Люди, профессионалы, которые присутствовали на вчерашней репетиции, крайне удивляются, потому что кажется, что усиление совершенно незаметно для уха, просто хорошо слышно и все. Кроме того, у нас замечательный состав исполнителей во всех четырех операх. В «Иоланту», например, влились два выдающихся, на мой взгляд, приглашенных солиста: заглавную партию споет замечательная певица Анна Нечаева (последняя работа – в «Чародейке» Большого театра), а Водемона – Михаил Губский, солист Большого театра. В «Демоне» - молодежный состав, либо только окончившие консерваторию, либо еще студенты, но – с выдающимися голосами. И поскольку Демон, если верить Булгакову, по национальности немец, то у нас - немецкий дирижер.
- Где вы его нашли?
-- Он когда-то закончил нашу петербургскую консерваторию, теперь работает в Германии, зовут его Оливер Ведер, он возглавляет один из немецких оркестров. Но самое смешное, что из Германии мы также пригласили Ваню Сусанина.
- А это зачем?
- Выдающийся голос, меццо – богатейшее, ровное во всех регистрах, я говорю о Елене Кнапп, которая когда-то была Веденеевой. Состав на «Жизни за царя» - вообще совершенно уникальный. Четырех солистов можно возить на европейские фестивали самого высокого уровня. Сусанин – бас Александр Матвеев (из Михайловского), Антонида - студентка Консерватории, но уже солистка Михайловского театра Светлана Москаленко. Солист театра «Санкт-Петербург Опера» тенор Сергей Алещенко исполнит Собинина – редкая по трудности партия в мировом репертуаре. В «Снегурочке» тоже очень мощные силы, много солистов Мариинского театра: Анастасия Калагина – Снегурочка, Евгений Акимов – Берендей, Илья Банник – Мороз, Наталья Евстафьева – Лель. И добавьте сюда выющегося дирижера Сергей Стадлера.
- Что с оркестрами? Они сборные?
- Нет, постоянные. С нам сотрудничают два оркестра на четыре оперы. На «Снегурочке» и «Жизни за царя» работает Оркестр Государственного Эрмитажа. На «Иоланте» и «Демоне» - оркестр Театра консерватории. Кроме того, все выбранные нами оперы – хоровые, так что стоит отдельно сказать, что огромную работу проделал Камерный хор Смольного собора (художественный руководитель Владимир Беглецов) и Хор театра консерватории (под руководством Юлии Хуторецкой).
- А можете ли вы привести пример, когда принципиальную роль в исполнении оперы играет именно петербургская архитектура?
- Могу. Например, все молитвы в «Жизни за царя» обращены к Петропавловскому собору, а в последней сцене, когда хор поет «Славься», начинают звучать колокола названного собора. Есть и еще сюрпризы, но их я раскрывать не буду.
Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»
Фото: Александр Коптяев специально для «Фонтанки.ру»
Программа фестиваля "Опера - всем":
12 июля. Открытие фестиваля.
Соборная площадь Петропавловской крепости.
Глинка «Жизнь за царя»
Оркестр Эрмитажного театра
Камерный хор Смольного собора под управлением Владимира Беглецова
Дирижер – Фабио Мастранжело (Россия - Италия)
Режиссер – Юлия Прохорова
Художник – Юлия Гольцова
Солисты: Александр Матвеев, Светлана Москаленко, Елена Кнапп, Сергей Алещенко
Начало в 19:00
15 июля. Елагин остров. Лужайка перед Елагиным дворцом.
Римский-Корсаков «Снегурочка»
Режиссер – Иркин Габитов
Оркестр Эрмитажного театра
Дирижер – народный артист России Сергей Стадлер
Солисты: Анастасия Калагина, Евгений Акимов, Анна Нечаева, Наталья Евстафьева
Начало в 15:00
17 июля. Двор Академической Капеллы.
Рубинштейн «Демон»
Режиссер – Виктор Высоцкий
Художник – Юлия Гольцова
Оркестр и хор Санкт-Петербургской консерватории
Дирижер – Оливер Ведер (Германия)
Молодежный камерный хор Филармонического общества Санкт-Петербурга, художественный руководитель Юлия Хуторецкая.
Солисты: Вадим Чельдиев, Ольга Георгиева, Николай Шамов, Александр Рославец.
Начало в 20:00
19 июля. Двор Михайловского замка.
Чайковский «Иоланта»
Режиссер – Юлия Прохорова
Оркестр Санкт-Петербургской консерватории
Дирижер – Фабио Мастранжело
Солисты: Анна Нечаева, Михаил Губский, Михаил Чернецов, Юрий Мончак.
Начало в 19:00
23 июля. Закрытие фестиваля.
Михайловский театр.
Гала-концерт звезд оперы
Начало в 19:00