
Счетная палата в очередной раз обнаружила многомиллионные нарушения в финансировании строительства и эксплуатации комплекса защитных сооружений Петербурга. Как считают проверяющие, дирекция КЗС тратила государственные субсидии на нецелевые расходы, например на приобретение дорогих иномарок, а департамент Минрегиона РФ, которым до августа прошлого года руководил Владимир Коган, не контролировал утечку финансов. Впрочем, вряд ли это повредит карьере чиновника — теперь уже на посту главы «Росстроя».
Как сообщают аудиторы Счетной палаты, в 2010 - 2011 годах (проверка касается этого периода) на финансирование окончания строительства и эксплуатацию петербургской дамбы из бюджета РФ было выделено 7 млрд 61 млн рублей. Из этой суммы на содержание заказчика — Дирекции комплекса защитных сооружений — было потрачено 451 млн рублей.
Однако, как показала проверка, далеко не все средства были израсходованы без нарушений. Во-первых, дирекция не выполнила основной возложенной на нее задачи - сдать важный для Петербурга объект вовремя. «В планах было сдать КЗС, в том числе автомобильную дорогу между Котлином и Бронкой в 2010 году, - отмечает ревизор. - По факту же объект был передан в эксплуатацию в 2011 году».
По данным Счетной палаты, строительство задержал подрядчик ООО «Дорожно-строительная компания», которая обязалась по договору построить не только 6-полосную дорогу на дамбе, но и пожарное депо на КЗС. Впрочем, финансовая проверка выяснила, что, несмотря на задержку сроков ввода объектов, дирекция КЗС приняла работы у подрядчика и оплатила их. В частности, за строительство пожарного депо организация перечислила ООО «ДСК» 689 млн рублей. Хотя визуальный осмотр объекта аудиторами палаты выявил невыполнение части работ по контракту.
Также ненадлежащее расходование средств палата выявила при проверке трат на содержание заказчика — самой дирекции КЗС. Выяснилось, например, что федеральное учреждение заключило контракт с компанией ОАО «Трест Спецгидроэнергомонтаж» (помимо работ по эксплуатации водо- и судопропускных сооружений дамбы) на организацию питания сотрудников КЗС в служебной столовой. Как выяснила Счетная палата, этот контракт был заключен лишь номинально. Трест по факту не кормил работников КЗС, да и если бы хотел выполнить эту миссию, то не смог бы, ведь строительная компания не имела и не имеет лицензии на осуществление общественного питания. Несмотря на это, средства по контракту, включающему питание (320,5 млн рублей), подрядчик получил из бюджета в полном объеме.
В ходе проверки дирекция была замечена и в слишком активной культурной позиции. В частности, согласно бухгалтерским отчетам, в 2011 году учреждение направило 4,390 млн рублей на финансирование такой статьи своего бюджета, как «культура». Выяснилось, что 500 тысяч рублей были перечислены федеральным заказчиком в некоммерческий Фонд развития строительства (создан петербургским союзом строительных организаций) на организацию празднования Дня строителя - 2011. За эти деньги дирекция получила для своих сотрудников вип-пригласительные на праздник в Ледовый дворец. Эксперты СП РФ, пролистав правила работы строительно-эксплуатирующего государственного органа, такой статьи не нашли и записали эти средства в «нецелевое использование».
Выборочная проверка контрактов, заключенных дирекцией на обеспечение своей хозяйственной деятельности, выявила любопытное приобретение строителей. Для обеспечения бесперебойной работы КЗС в автопарк был приобретен автомобиль за 6,180 млн рублей. Машина «Мерседес-Бенц S500 4Matic» была куплена у ООО «Авангард» в июле 2011 года (за месяц до открытия последнего строительного объекта — тоннеля под дамбой).
«Авто с пятилитровым двигателем, мощностью 388 л. с., автоматической коробкой передач, климат-контролем, салоном из натуральной кожи, би-ксеноновыми фарами, - как отмечает палата, - обошлась более чем в 6 млн рублей». Уже в августе дирекция приобрела для машины комплект зимней резины с дисками — 158 тысяч рублей, страховки КАСКО и ОСАГО — 328 тысяч рублей, запасные части — 79,2 тысячи рублей и оплатила транспортный налог — 58,2 тысячи рублей.
Более того, автомобиль, приобретенный за бюджетный счет не был вовремя, по данным Счетной палаты, внесен в реестр федерального имущества. Дирекция оформила его по всем правилам только после того, как аудиторы указали на необходимость выполнить закон.
Если оплата расходов по элитной машине шла без задержек, то другая, более важная для объекта, часть бюджета финансировалась с трудом. Так, ревизорам стало известно, что дирекция в течение 7 месяцев не выплачивала расходы по ремонту трансформаторной подстанции «Дамба-1», который провела по госконтракту организация ОАО «Карелэлектросеть». Счетная палата пришла к выводу о том, что, не выполняя своих финансовых обязательств в размере 280,9 млн рублей, дирекция поставила бюджет перед риском дополнительных потерь в случае судебного разбирательства.
Всего, по данным СП РФ, в 2010 - 2011 годах КЗС израсходовала ненадлежащим образом около 219 млн рублей. По мнению сотрудников контролирующего госоргана, указанному в отчете, виной тому плохой контроль над заказчиком со стороны Минрегиона РФ. Министерство якобы не проверяло расходование государственных субсидий на КЗС в установленные сроки. Отметим, что до окончания строительства дамбы в августе 2011 года деятельность дирекции в министерстве регулировал глава департамента капитального строительства Владимир Коган.
Экс-чиновник, который сейчас претендует на должность главы Росстроя, уже встречался на дамбе с претензиями финансовых контролеров. По итогам деятельности КЗС в 2004 - 2009 годах Счетная палата выявила существенное удорожание объектов (с 45,2 млрд до 71,9 млрд рублей) из-за заключения с подрядчиками «дополнительных контрактов». Тогда, несмотря на значительный резонанс, Коган не понес никакого взыскания.
Сейчас Счетная палата снова планирует передать результаты проверки дамбы в Госдуму и Совет Федерации.
Маша Могилевская,
«Фонтанка.ру»















