
Центральным событием «цоевского дня» 21 июня в Петербурге стал гала-концерт "Виктор Цой – 50. Симфоническое "Кино" в БКЗ «Октябрьский». Уже в полдень на площади у БКЗ была временно установлена бронзовая скульптура Виктора Цоя на мотоцикле работы Алексея Благовестнова, вокруг которой стали собираться поклонники (некоторые норовили еще и забраться на памятник, чему никто не препятствовал). Звучала музыка «Кино» из магнитофонов и в исполнении фанов под гитару.
Тем временем в самом БКЗ шли репетиции программы "Симфоническое "Кино", в которой мелодии Цоя были адаптированы питерским оркестровщиком Игорем Вдовиным для большого состава Государственного симфонического оркестра Эрмитажа. На афишах было указано имя дирижера Алексея Ньяги, но в последний момент место за пультом занял главный дирижер оркестра Фабио Мастранжело. Искушенный итальянский маэстро, который имеет богатый опыт сотрудничества не только со звездами классики, но и рок-н-ролла (вспомним программу с Джоном Лордом), сумел быстро сплотить музыкантов для решения столь необычной задачи.
В окружении ста музыкантов стоял на сцене ближайший друг и коллега Цоя экс-гитарист «Кино» Юрий Каспарян, которому предстояло солировать на гитаре в 20 композициях. Рокер Юрий Каспарян, одетый в смокинг, безумно волновался, хотя уже имеет опыт сотрудничества с классическими музыкантами (в программе группы «Ю-Питер», где он сейчас выступает). Поддержать коллегу за кулисы пришел даже Вячеслав Бутусов. А вот ближайших родственников Цоя замечено не было. Отношения с отцом певца, Робертом Максимовичем Цоем, у музыкантов «Кино» разладились после того, как коллеги Виктора попытались через суд доказать свои смежные авторские права на произведения «Кино». Остался затворником и 26-летний сын музыканта Саша Цой (хотя его имя было заявлено на афишах) – он вообще предпочел в юбилейный день рождения отца уехать из Питера в Москву, где проще скрыться от назойливых фанов и журналистов.
Как бы то ни было, 20 симфонических версий песен Цоя («Видели ночь», Восьмиклассница», «Пачка сигарет», «Группа крови», «ДДМБ» и другие) повергли зал в культурный шок. Поначалу публика, явно не приученная к симфониям, притихла, и только к четвертому-пятому номеру стала «просыпаться» и аплодировать. В свое время кто только ни упрекал Цоя в примитивизме мелодий и гармонических, ритмических ходов. Но, попав в руки опытного оркестровщика и симфонического дирижера, освободившись от текстов и назойливых хитовых рефренов, эти мелодии словно вырвались «на свободу» и заиграли новыми красками. Концерт шел по нарастающей и достиг кульминации в композиции «Перемен, мы ждем перемен», аранжированной в стилистике свиридовской «Время вперед».
- Я совершенно поражен первым отделением, - сказал вышедший на сцену кинорежиссер Сергей Соловьев. – Это был акт настоящего, прекрасного искусства, еще раз доказавший, что Витя Цой прежде всего огромный художник. Так естественно и так правильно, что с течением времени, вырвавшись из страстных рок-тусовок, его музыка обрела классические формы симфонического оркестра. Мне показалось необыкновенно правильным в этой программе отсутствие слов, потому что все слова Цоя мы знаем наизусть сами, они все внутри нас…
Во втором отделении «слова» все-таки появились, но сначала – французские и английские. Специально на юбилей приехали Jean Luc Debouzy & RMProject - с франкоязычными версиями песен Цоя, а также американская группа BRAZZAVILLE - с англоязычной интерпретацией «Звезды по имени Солнце». Завершила долгий цоевский вечер букетом цоевских хитов питерская трибьют-группа «Виктор», которую давно и упорно опекает не кто иной, как Юрий Белишкин, экс-продюсер Цоя и группы «Кино». Начавшись в 19.10, концерт завершился в 22.30. Но к памятнику Цоя еще долго не зарастала народная толпа. «Я обожаю этот памятник, - сказал Сергей Соловьев. – Это образ восточного ангела, который на каком-то «диком», разбитом мотоцикле заехал к нам на минутку, остановился не глуша мотора, чтобы посмотреть на нас. И он через пять минут уедет туда, откуда он приехал…» Так оно и случилось: в разгар белой ночи памятник демонтировали, погрузили в грузовик с надписью «Виктор Цой – 50» на борту и проводили в Москву, где он будет дальше пылиться в каких-нибудь складских помещениях, потому что власти двух российских столиц все еще медлят с принятием решений об увековечении памяти Цоя. Когда бронзовый Цоя взмыл в питерское небо, одни из поклонников восхищенно аплодировал, иные утирали слезы…
Михаил Садчиков, «Фонтанка. ру»
Фото Михаила Садчикова-младшего












