«Фонтанке» стало известно об удивительном примере продажи государственного имущества: в конце 2010 года ГУП «Пассажиравтотранс» отдал 150 микроавтобусов Mercedes Sprinter 2004 года выпуска и пробегом в 500-600 тыс. км по средней цене в... 32 тысячи рублей за штуку. Так оценили подвижной состав эксперты - поясняют на предприятии.
«Фонтанке» стало известно об удивительном примере продажи государственного имущества: в конце 2010 года ГУП «Пассажиравтотранс» отдал 150 микроавтобусов Mercedes Sprinter 2004 года выпуска и c пробегом в 500 - 600 тыс. км по средней цене... 32 тысячи рублей за штуку. Так оценили подвижной состав эксперты - поясняют на предприятии.
В 2004 году ГУП «Пассажиравтотранс», подведомственный комитету по транспорту, приобрел 150 новеньких микроавтобусов Mercedes Sprinter 408 CDI по цене 38 тысяч евро за штуку, или, по тогдашнему курсу, около 1,4 млн рублей. Машины приобретались для работы на коммерческих маршрутах – на тот момент бюджетное предприятие было крупнейшим игроком на этом рынке, и автобусы вместимостью до 20 человек были как раз кстати.
Однако в самом начале следующего, 2005 года все 150 микроавтобусов были сданы в аренду сроком на пять лет частному перевозчику с очень похожим названием – ООО «Пассажиртранс». Как объясняют в ГУПе, решение о сдаче новенького парка в аренду было вызвано тем, что с нового года предприятие прекратило работу на ряде коммерческих маршрутов. Согласно условиям договора, в год «Пассажиртранс» переводил на счета государственного предприятия 87 млн рублей.
В 2010 году, накануне истечения срока аренды, руководство ГУПа решило продать эти 150 автобусов, а для проведения оценки привлекло некое ООО «Бюро независимой оценки». В результате кропотливой работы эксперты пришли к выводу, что рыночная стоимость этих транспортных средств – 4,9 млн рублей, или в среднем 32 тысячи рублей за штуку.
При этом речь шла не о металлоломе. В заключении «Бюро независимой оценки» указано, что на момент осмотра, который проводился в декабре 2010 года, только 4 автобуса были неисправны – в них требовалось заменить детали электроосвещения, двигателей или дверей. Конечно, все остальные транспортные средства тоже не блестели, как новенькие, – на кузове были царапины и вмятины, а внутри они в точности соответствовали классическому образу маршрутки с ее потертыми сиденьями, грязным полом и разбитой от постоянного использования дверью. Однако в отчете нет ни слова о том, что автобусы уже ни на что не годятся. Пробег был также вполне адекватным для пассажирского автобуса 2004 года выпуска – в среднем около 500 - 600 тысяч километров.
Более того: механики, которые обслуживали эти автобусы, сообщили оценщикам, что все транспортные средства прошли капитальный ремонт двигателя с заменой коробки передач. При этом автобусы по ночам стояли не во дворах, а базировались в парке № 5 ГУП «Пассажиравтотранс» на проспекте Стачек – соответствующий договор был заключен между государственным предприятием и частным перевозчиком в декабре 2006 года; данная услуга была платной.
Как рассказали «Фонтанке» в компании Sprinter-Club, которая специализируется на ремонте Sprinter'ов, сейчас пассажирский автобус этой марки 2004 года выпуска и пробегом в 500 - 600 тысяч километров можно купить по цене от 300 тысяч рублей – все зависит от технического состояния машины. По таким же ценам продается аналогичный товар в интернет-магазинах: например, по состоянию на понедельник 9 апреля на популярном ресурсе Auto.ru Mercedes Sprinter 2004 года c пробегом в 380 тысяч километров продается за 400 тысяч рублей.
Примерно такие же цифры можно встретить в разделе отчета «Бюро независимой оценки», который касается рыночных цен на аналогичные автобусы – причем там в качестве примера помимо машин 2004 года выпуска почему-то приведены автомобили, сделанные в 2003 и 2004 годах. Однако затем, определяя, сколько же могут стоить ГУПовские автобусы исходя из среднерыночной цены эксперты вывели среднюю цифру в 45,5 тысяч рублей. Такая странная стоимость, как следует из отчета, получилась после учета всевозможных поправок – поправки на пробег, на год выпуска, на условия продажи и т. д. Для того чтобы не утомлять читателей финансово-юридическими тонкостями, предлагаем взглянуть всего лишь на две таблички из многостраничной экспертизы.
Еще дешевле были оценены государственные автобусы при использовании так называемого «затратного метода», в котором условно учитывается, сколько нужно потратить денег на полное восстановление товара. В итоге, после всех математических подсчетов, все 150 транспортных средств были оценены в 4,9 млн рублей. Минимальная цена составила 27 400 рублей, максимальная – 36 700.
Как говорят в ГУПе, на официальном сайте было размещено объявление о конкурсе, и покупателем микроавтобусов стала компания «Пассажиртранс» – та самая, которая арендовала их в течение пяти лет. По данным СПАРК, на тот момент ее владельцем был известный петербургский предприниматель Александр Антошевский, который специализировался на пассажирских перевозках. Сейчас он является директором автопарка № 7 все того же ГУП «Пассажиравтотранс».
На всех 150 договорах купли-продажи автобусов стоит подпись генерального директора Александра Бебенина. На вопрос о том, не смутила ли предприятие столь низкая цена, в организации отвечают, что «отчет был составлен экспертом, обладающим специальными знаниями и руководствующимся стандартами и правилами оценки согласно требованиям закона». Как говорят в компании, решение о продаже было принято из-за того, что в ГУПе после окончания аренды уже не могли использовать эти автобусы по прямому назначению, так как сейчас предприятие не обслуживает коммерческие маршруты.
«После работы в жестких условиях коммерческих маршрутов автобусы требовали определенных финансовых вложений, ремонта, замены агрегатов, осуществлять которые было нецелесообразно по той же причине: использовать автобусы на своих маршрутах предприятие не могло. Остаточная стоимость составляла ноль рублей, эксплуатационный ресурс был выработан полностью. Хранение техники в парке без работы на линии также могло повлечь за собой выход ее из строя. Поэтому решение о продаже было оправданным, и продажа была осуществлена на законных основаниях», – отметили в «Пассажиравтотрансе», подчеркнув, что официально у комитета по транспорту эта сделка нареканий не вызвала.
Однако некоторые данные говорят о том, что в комитете все же удивились столь низкой цене. В сентябре 2011 года петербургская компания «Фальконэ Оценка» провела по заказу транспортного ведомства экспертизу пяти автобусов из числа тех, что были ранее проданы ГУПом и на тот момент по-прежнему принадлежали «Пассажиртрансу» – вполне вероятно, что они были задержаны за какие-то нарушения и находились на штрафстоянке.
Как указано в акте оценки, специалисты компании использовали сравнительный подход, то есть анализировали цены на аналогичные машины на рынке и получили совсем иные цифры – от 320 до 350 тысяч рублей. Конечно, можно предположить, что «Пассажиртранс» после покупки серьезно модернизировал данные транспортные средства, но такая разница все равно вызывает как минимум удивление, особенно если учесть, что автобусы, скорее всего, продолжали эксплуатироваться. Связаться с экспертами из «Фальконэ Оценки» несложно – у этой компании есть сайт, на телефонные звонки отвечают сотрудники компании. Ситуация с «Бюро независимой оценки» – прямо противоположная: сайта у компании нет, к телефонам, указанным в СПАРКе, никто не подходит.
Андрей Захаров,
"Фонтанка.ру"