Министерство транспорта России впервые решило урегулировать взаимоотношения пассажиров с паромными компаниями и иными морскими перевозчиками. Проект соответствующих правил, гарантирующих защиту интересов потребителей, 16 февраля был представлен на общественное обсуждение.
Нормативные акты, определяющие взаимные права и обязанности пассажира и перевозчика, до сих пор отсутствовали, что позволяет отдельным компаниям придумывать собственные правила, порой явно ущемляющие права клиентов. Например, работающая в Северной столице компания St. Peter Line запрещает пассажирам проносить на борт любые продукты питания, а также распивать приобретенный в магазинах Duty-free алкоголь даже у себя в каюте. Многие судоходные компании отказываются полностью возвращать стоимость оплаченного билета при отказе пассажира от поездки.
Разработанный Министерством транспорта РФ проект призван разрешить подобные вопросы. В частности, пассажирам гарантируется право бесплатно провозить не менее 10 килограммов каютного багажа. Паромная или иная судоходная компания вправе производить взвешивание багажа, а также запретить провоз исключительно опасных и иных запрещенных законодательством предметов.
Пассажир, отказавшийся от поездки не менее чем за 24 часа до отправления судна либо не явившийся вследствие болезни, может требовать возврата всей уплаченной за билет суммы. Также расторгнуть договор и вернуть деньги можно в случае отмены рейса, изменения расписания или в иных ситуациях, зависящих от перевозчика. Кроме того, судовладелец обязан будет обеспечить или оплатить возврат пассажира в порт отправления в случае изменения маршрута даже из-за форс-мажорных обстоятельств (погодных, санитарно-эпидемиологических и иных стихийных явлений).
Особые права нормативный акт гарантирует инвалидам, подробно регламентированы вопросы перевозки животных и т. д.
Проектом предусмотрено, что перевозчики могут принимать собственные правила, но их условия не должны ухудшать уровень обслуживания пассажиров.