0

Скрипка и немного демонтажа

Демонтаж исторических зданий сможет поспособствовать возникновению новых культурных ценностей. Специализирующаяся на их сносе в центре Петербурга компания нашла неожиданный рынок для получающихся в итоге «отходов производства». Остатки знаменитых деревянных петербургских фундаментов и перекрытий теперь будут поставлять в Баварию – для изготовления скрипок. Эксперты из музыкального мира восприняли идею с одобрением, а градозащитников посетили вполне резонные сомнения.

ПоделитьсяПоделиться

Демонтаж исторических зданий сможет поспособствовать возникновению новых культурных ценностей. Специализирующаяся на их сносе в центре Петербурга компания нашла неожиданный рынок для получающихся в итоге «отходов производства». Остатки знаменитых деревянных петербургских фундаментов и перекрытий теперь будут поставлять в Баварию – для изготовления скрипок, поскольку древесина столетней выдержки очень ценится у мастеров и найти её крайне сложно. Эксперты из музыкального мира восприняли идею с одобрением, а градозащитников посетили вполне резонные сомнения.

Группа компаний «Размах» заключила договор о сотрудничестве с одной из баварских компаний, специализирующихся на изготовлении скрипок. По этому соглашению, в Германию из Петербурга  будет поставляться еловая древесина, входящая в состав перекрытий демонтируемых зданий. Как поясняет гендиректор «Размаха» (правопреемник «Ассоциации по сносу зданий») Игорь Тупальский, эта идея посетила его случайно – после разговора со знакомыми музыкантами, которые пожаловались ему на то, что из-за дефицита материалов заказанный музыкальный инструмент приходится ждать несколько лет.

Между тем, отмечают в «Размахе», несущие конструкции многих зданий в Петербурге сделаны из толстых, иногда до метра диаметром, древесных стволов – чаще сосновых, но иногда встречается и ель. А именно ее древесина и используется при изготовлении скрипок. Причем со временем резонансные качества древесины только улучшаются.  И поскольку при демонтаже исторических зданий остается значительное количество материалов, было решено их продавать.

«Понятно, что часто деревянные перекрытия находятся в плачевном состоянии, хотя это в большинстве случаев касается сосновых конструкций. Но еловая древесина, в силу насыщенности смолами, подвержена гниению и грибку в намного меньшей степени и в основном по поверхности. Уже на глубине 20 - 30 миллиметров она выглядит почти идеально», - поясняют в «Размахе» и добавляют, что немецкие эксперты в декабре уже приезжали в Петербург, и качество материала их вполне устраивает.

То, что музыкальные мастера давно столкнулись с проблемой дефицита древесины, «Фонтанке» подтвердили петербургские специалисты. «Сейчас выигрывает тот, кто оставил себе запасы материалов, - рассказал эксперт по музыкальным инструментам фирмы «Горонок. Струнные инструменты» Сергей Захаренко. – Нам приходится заказывать дерево в Италии – мы приобретаем ель и волнистый клен, которые высушивали около пятнадцати лет, это дороговато – около 400 евро стоит материал для одного инструмента, но зато качество нам гарантируют». «Правда, современное дерево вообще звучит хуже, чем старое, - отмечает он. – Из-за плохой экологии качество древесины ухудшилось. Со смычками, например, теперь вообще очень большая проблема – фернамбук, из которого их изготавливают, стал довольно рыхлый, да и вообще практически не растет».

Идею использовать для изготовления скрипок части конструкций исторических зданий в «Горонке» восприняли с интересом. «Собственно, деятельность нашей компании начиналась с того, что при реконструкции одного из флигелей Эрмитажа нам досталось несколько балок. Из них сделали альты, очень неплохие, хотя все же звучат жестковато – в дереве все-таки было много смол».

Поэтому мысль использовать для изготовления скрипок деревянные конструкции, по мнению экспертов, хороша, но с учетом одного обстоятельства. «Неизвестно, в каком месяце было спилено дерево, использованное для перекрытий, - объясняет Захаренко. - Для изготовления музыкальных инструментов обычно  используется древесина, заготовленная в зимние месяцы, когда она меньше всего насыщена смолами. Для домов же нужно было наоборот – чем больше смолы, содержится в дереве, тем здание теплее».

Впрочем, добавляет он, за сто лет, которые прошли со времени строительства большинства петербургских зданий, любое дерево уже достаточно высохло. «Но все равно, - предупреждает Захаренко. – Каждый кусок обязательно надо проверять, прежде чем решать, можно ли его использовать».

Что касается возможного рынка сбыта, то, поясняют в «Горонке», серийное производство скрипок перенесено в Китай, где музыкальные инструменты изготавливают из сосны, подготовленной по технологии ускоренной сушки. Поэтому заключать договоры на поставку исторической ели можно только с небольшими мастерскими, которые выпускают авторские скрипки, но таких в Германии, в частности в Баварии, и в самом деле осталось достаточно много. Но ни о каких оптовых поставках материала не может даже идти и речи – закупать древесину будут только небольшими партиями.

Впрочем, и источник материала тоже не неиссякаем. Как пояснил архитектор Павел Никонов, при изготовлении конструкций петербургских зданий главным образом все же использовалась лиственница, а ель, если и встречается, то в довольно ограниченном количестве.

И тут же заинтересовался другой стороной проблемы. «Но если здание сносится только в том случае, когда все конструкции сгнили и их не восстановить, то что в таком случае планируется использовать для скрипок? – резонно поинтересовался он. – А если конструкции сгнили не полностью, то как тогда верить экспертным заключениям?»

Но, в общем, к идее Тупальского представители градозащитной общественности отнеслись довольно спокойно. "У нас же разбираются постройки не только из-за аварийности, а те, которые находятся за пределами зон охраны, в том числе и не имеющие исторической ценности, - прокомментировал зампредседателя петербургского отделения ВООПИиК Александр Кононов. - Возможно, можно использовать их".

Локальной "зачистки" города ради интересов нового бизнес-направления ГК "Размах" в ВООПИиКе не опасаются. По мнению экспертов, время и ситуации изменились, и сейчас градостроительные конфликты происходят только на локальных участках, а массовый снос во благо скрипичного дела Петербургу все-таки не грозит. Впрочем, и сам Тупальский тоже заверяет, что поставка еловой древесины скрипичным мастерам - вовсе не новое направление его деятельности, а просто "приятное подспорье к уже существующему".

Кира Обухова, "Фонтанка.ру"

ПОДЕЛИТЬСЯ

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях.Присоединяйтесь прямо сейчас:

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии (0)

Пока нет ни одного комментария.Добавьте комментарий первым!добавить комментарий

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...