В Эрмитаже в пандан вот-вот закрывающейся выставке Джованни Батиста Пиранези «Воображаемые темницы» открылась экспозиция трех десятков фотографий современного римского фотографа Карло Гавадзени Рикорди – «Воображаемые театры Рима». Большая часть снимков сделана в театре Виллы Торлониа под Римом, когда тот находился в полуразрушенном состоянии (сейчас он реконструирован).
У Рикорди с Пиранези, действительно, много общего – он тоже итальянец, тоже посвятил себя архитектуре, и в ней его притягивают, главным образом, руины. Есть между ним и принципиальное отличие. Если темницы Пиранези, и правда, являются исключительно плодом воображения автора гравюр, то Рикорди, в действительности, показывает нам самый что ни на есть реальный Рим. Дома, статуи и руины, которые мы видим на его фотографиях, существуют на самом деле. Да, он накладывает одно изображение на другое, снимает с разных точек зрения, создавая иллюзию ирреальности. Однако тем самым он производит действие прямо противоположное Пиранези: последний делал воображаемую архитектуру почти реальной, Карло Рикорди же делает реальную архитектуру почти воображаемой.
Карло Гавадзени Рикорди родился в семье потомственных музыкантов, учился на юриста, но в итоге посвятил себя фотографии. Сейчас он живет и работает в Милане.
Выставку итальянского гостя открыл лично директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Экспозиция работает до 30 марта.