18+
Проекты
Фото JPG / GIF, до 15 мегабайт.
Я принимаю все условия Пользовательского соглашения
Введите цифры с изображения:
00:32 24.09.2018

Капитаны на "Кольской" пытались предотвратить ЧП

Капитаны буровой установки пытались не допустить зимней буксировки в Охотском море. Об этом «Фонтанке» рассказали дочери Александра Козлова и Михаила Терсина. Решение транспортировать платформу в условиях шторма принимало руководство компании-судовладельца - ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР).

Капитаны на "Кольской" пытались предотвратить ЧП

Сергей Ещенко, РИА Новости

Капитаны буровой установки пытались не допустить зимней буксировки в Охотском море. Об этом «Фонтанке» рассказали дочери Александра Козлова и Михаила Терсина. Решение транспортировать платформу в условиях шторма принимало руководство компании-судовладельца - ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР).

- Зимняя буксировка в этих широтах запрещена, и платформа должна была уйти из Охотского моря еще 5 октября, - говорит Анна Зубкова, дочь капитана Александра Козлова. – Но она продолжала качать нефть. Это же деньги! И ее не стали останавливать.

Плавучая буровая установка «Кольская» была доставлена на Колыму из Мурманска в августе этого года, в сентябре начала работы на скважине «Первоочередная» на Западно-Камчатском лицензионном участке шельфа Охотского моря. По окончании их должна была отправиться в Южно-Китайское море - бурить скважину в рамках российско-вьетнамского проекта. Судя по всему, работы на «Первоочередной» затянулись. И буксировка во Вьетнам пришлась на декабрь.

- Отец не хотел идти на эту буксировку, он понимал, что это самоубийство, Охотское море зимой очень страшное, - рассказывает Анна. – Он настаивал, что нельзя гнать установку в таких условиях, она вся обледенеет. Говорил, что не будет людей губить. Написал несколько рапортов. Все эти документы остались в его ноутбуке, который сами понимаете – где… Потом он написал заявление об увольнении, но его не подписали. Потому что некому было пойти, кроме него. Тогда отец взял с собой фотоаппарат: говорил, что хочет сфотографировать этот кошмар. Ему обещали, что как раз 18 декабря все закончится, и он отправится домой…

На самом деле, продолжает Анна, руководство компании и не думало выполнять обещание: на 18 декабря ее отцу даже не заказали обещанного авиабилета. Вместо этого ему направили помощника – старшего буксировщика Михаила Терсина. Капитана с 30-летним стажем.

- Папа пытался убедить руководство компании, что буксировка в Охотском море запрещена до 29 февраля, - рассказывает дочь Михаила Терсина Наталья Дмитриева. – При мне он постоянно звонил Козлову, капитану буровой, они вдвоем хотели добиться отмены этой буксировки. Но все было напрасно.

На самом деле, по словам Натальи, отвечать за буксировку «Кольской» должен был не ее отец, два года назад переставший ходить в море из-за возраста, а другой сотрудник компании – заместитель гендиректора по флоту Васецкий.

- Но перед самым рейсом Васецкий скоропостижно отбыл на отдых во Вьетнам! – возмущается Наталья. – Потому что он прекрасно понимал, чем все это грозит. И тогда отец согласился. Он сказал, что кроме него просто некому…

За сутки до катастрофы в регионе Охотского моря было объявлено штормовое предупреждение. По словам специалистов, декабрьский шторм в Охотском море страшен еще и так называемыми снежными зарядами – внезапными порывами ветра со снегом, которые приводят к обледенению судна. Огромную буровую установку транспортируют с поднятыми вверх «ногами» (опорами, на которых она держится во время бурения), и это дополнительно приводит к нарушению равновесия. Поэтому ее буксировать в условиях шторма опасно втройне. Власти Сахалина, утверждает Наталья Дмитриева, буксировку запретили. Представитель Дальневосточного морского пароходства Татьяна Куликова по этому поводу высказалась осторожно: дескать, решение выходить в море для транспортировки буровой платформы принимали специалисты компании «Арктикморнефтегазразведка». Находящейся, как известно, в Мурманске – практически на другом конце света.

В результате 70-метровую платформу вели буксир «Нефтегаз-55» и ледокол «Магадан». В 5.45 утра по Москве 18 декабря, как сообщает Минтранс, «в процессе буксировки произошло разрушение газоотводящих трубок танков, и туда начала поступать вода». Лопнули иллюминаторы в помещении столовой, и вода пошла и туда. Потом был поврежден буксировочный трос. С платформы был подан сигнал SOS.

- И вот только тогда, когда уже был подан SOS, координатором на месте действий был назначен Терсин Михаил Николаевич! – негодует Наталья Дмитриева. – Кто его мог назначить, если уже практически не было связи с компанией? И знал ли он о том, что его назначили? У меня такое ощущение, что это сделали специально – чтобы потом все свалить на него.

Насосы на платформе не справлялись с откачкой, она накренилась и стала уходить под воду. Люди бросились к корме, пытаясь спастись. Из четырех спущенных шлюпок две смыло волной. Попасть в две другие в условиях шторма было практически чудом. Все, кто находился на платформе, были в гидрокостюмах и спасательных жилетах. При температуре воды +1 градус это, по словам специалистов, ненадолго, но спасает. Однако из-за все тех же погодных условий ждать спасательных вертолетов пришлось 8 часов. Буксиры смогли подобрать только 14 человек. Опять же – из-за погодных условий.

Как станет известно уже потом, на установке находилось 67 человек – все, кто работал на буровой. Это чудовищное нарушение. По словам моряков, при буксировке на платформе остаются только моряки. На «Кольской» должно было находиться человек 10. Всех остальных – рабочих, обслуживающий персонал, горничных, поваров – во время буксировки должны были перевести на другое судно, специально арендованное компанией-судовладельцем. Последняя, видимо, решила сэкономить. Поэтому в ледяном шторме пытались выжить все 67 человек.

Те четырнадцать, кому удалось спастись, по предварительным данным, и были моряки, которые несли вахту. Остальные – те, кто не должен был находиться на платформе – погибли или числятся без вести пропавшими в ледяном Охотском море.

Руководство ОАО «Арктикморнефтегазразведка» дало пресс-конференцию, на которой ограничилось выражением скорби, словами о профессионализме своих сотрудников, а также о высоком качестве затонувшей «Кольской». Более конкретные комментарии, например – насчет того, почему так затянулись работы на буровой и кто разрешил буксировку в шторм, руководство компании тоже готово дать. Но – в ответ на письменный запрос, который будет отправлен в Мурманск, на адрес компании, обычной почтой.

Марина Гарина для "Фонтанки.ру"

Наши партнёры

Lentainform

Загрузка...

24СМИ. Агрегатор

MarketGid

Загрузка...